Методологические подходы к формированию личностной конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения

Стандарты и мониторинг в образованииЕвплова Е.В. Методологические подходы к формированию личностной конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения [Текст] / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 3. – С. 38–41.

Аннотация: в статье представлена роль системного, компетентностного и средового (средоориентированного) подхода к решению проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова: методологические подходы, личностная конкурентоспособность педагога профессионального обучения, системный подход, компетентностный подход, средовой (средоориентированный) подход.

В связи с переходом России к рыночной экономике вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, – сегодня требуется нечто такое, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда. В связи с этим у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных специалистах – экономистах, врачах, инженерах и т.д. Совершенно очевидным стало и то, что конкурентоспособного специалиста может воспитать только конкурентоспособный педагог.


Ученые и практики педагогических вузов в свою очередь ощутили отсутствие готовности выпускников использовать личностную конкурентоспособность для созидательной, инновационной деятельности, высокопроизводительного труда, высокого качества результата своей деятельности, несмотря на то, что в сфере образования возникает немало ситуаций, когда педагогу необходимо проявить свою личностную конкурентоспособность: профессиональная адаптация, аттестация, решение профессиональных задач, общение в учебно-воспитательном процессе, расстановка кадров, карьерный рост и т.д.


Эти и многие другие обстоятельства предопределили возникновение в педагогической теории и практике проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения (ПО).


Для эффективного решения вышеизложенной проблемы необходимо опираться на теоретико-методологические основы. В качестве таковых, как правило, выступают методологические подходы [8, с. 41], т.к. именно они призваны отразить совокупность исходных положений, принципов и категорий, путей и приемов исследования и, как следствие, задать общую направленность научному познанию [6].


Наиболее продуктивной и поэтому популярной оказалась идея взаимодополняющей, комплексной разработки подходов при исследовании тех или иных педагогических явлений. Ее суть состоит в том, что педагогические явления в силу своей сложности не могут и не должны изучаться с одной точки зрения, а значит, необходимо применение комплекса методологических подходов [8, с. 43]. Так, Н.В. Шкроб отмечает, что «подход, взятый сам по себе в отрыве от других, недостаточен, <…> и верную картину изучаемого предмета может дать лишь комплексное исследование с применением множества исследовательских подходов» [6]. В связи с этим, рассматривая формирование личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО как сложную и многоаспектную проблему, полноценное изучение и решение которой не может осуществляться с одной точки зрения, мы считаем необходимым и целесообразным использование совокупности теоретико-методологических подходов, позволяющих получить максимально полную информацию о предмете исследования.


Так, совокупность методологических подходов к проблемам формирования конкурентоспособности у будущего специалиста используется в исследованиях Л.М. Бодьян, Н.А. Дьяченко, Л.В. Курзаевой, В.А. Оганесова, Т.А. Сливиной, Ж.А. Шуткиной и др. Ж.А. Шуткина справедливо утверждает, что, «учитывая сложный интегрированный характер феномена конкурентоспособности, … что ее решение не может осуществляться с помощью единственного педагогического подхода» [7, с. 17].


Проведенное нами исследование методологических возможностей существующих на сегодняшний день в педагогической науке подходов в целом и подходов, используемых в процессе формирования конкурентоспособности будущих специалистов в частности, показало, что наиболее продуктивным является использование системного, компетентностного и средового (средоориентированного) подхода. Выделенные подходы дополняют друг друга и позволяют осуществлять комплексное исследование и решение проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО.


Рассмотрим кратко сущность каждого из выделенных подходов и представим их значение для решения стоящей перед нами проблемы.


Системный подход, исследованию которого посвящены работы И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и других ученых, напрямую связан с понятием «система». Данный подход является общенаучной основой любого исследования. Он обеспечивает правильную постановку проблемы и задает общее направление движения научного поиска. Именно поэтому данному подходу отводят ведущую роль в научном познании.
Как справедливо отмечает Е.Н. Степанов, «представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике, ведь педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем [5, с. 86].


Системный подход к проблеме формирования конкурентоспособности используется в исследованиях А.А. Ангеловского, Л.А. Бодьян, А.В. Гришина, Л.В. Курзаевой, В.Н. Мезинова, В.А. Оганесова, В.И. Шаповалова и др. Так, А.А. Ангеловский при изучении проблемы формирования конкурентоспособности студентов отмечает, что «данный процесс относится к сложноорганизованным объектам. Он состоит из ряда подсистем, которые сами являются системами по отношению к своим структурным компонентам. При изучении сложноорганизованных объектов, рассматриваемых как система, возникает необходимость использования системного подхода» [1, с. 117].


Таким образом, рассмотрение системного подхода позволило выделить основные положения для изучения и решения стоящей перед нами проблемы:
1) системный подход обеспечивает комплексное изучение проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущих педагогов ПО на всех этапах исследования;
2)    личностная конкурентоспособность будущего педагога ПО будет формироваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны;
3)    эффективность формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО будет зависеть от организации целенаправленных системных воздействий.


Однако несмотря на мощное методологическое значение, системный подход не в полной мере решает проблему формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО. Поэтому рассмотрим широко распространяющийся в педагогической теории компетентностный подход.


Компетентностный подход напрямую связан с понятием «компетентность/компетенция».


Актуальность формирования компетенций/компетентности и использования компетентностного подхода в педагогических исследованиях обусловлена рядом причин, среди которых намеченная в высшем образовании тенденция по изменению содержания стандартов с ориентацией их на компетентностный подход и формирование конкретных компетенций. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» сказано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.


Педагогическая интерпретация компетентностного подхода представлена в работах А.А.Вербицкого, Е.А.Гнатышиной, Э.Ф.Зеера, И.А.Зимней, А.В.Хуторского и др. Е.А Гнатышина отмечает, что компетентностный подход предполагает изучение и описание педагогического явления как результата образовательного процесса в виде систематизированного комплекса компетентностей, а также определение путей их формирования [2, с. 124].


Компетентностный подход к проблеме формирования конкурентоспособности используется в исследованиях Л.А.Бодьян, Н.А.Дьяченко, Н.В.Корнейченко, Л.В.Курзаевой, В.Н.Мезинова, Т.А.Сливиной, Ж.А.Шуткиной и др. Так, Ж.А. Шуткина, рассматривая компетентностный подход как приоритетный подход в решении задач формирования конкурентоспособности студентов отмечает, что «в русле данного подхода возникает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественно транслирования знаний и формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, характеризующих конкурентоспособность специалиста» [7, с. 15]. В.Н.Мезинов в свою очередь отмечает, что в данном подходе конкурентоспособность педагога «представлена через совокупность определенных компетенций» [3, с. 22].


Таким образом, к основным положениям компетентностного подхода, которые учитывались при изучении и решении проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО, мы относим следующие:
1) компетентностный подход позволяет признать ключевые компетенции в качестве цели и результата формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО;
2)   организация учебного процесса заключается в создании условий для формирования компетенций, входящих в состав качеств личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО;
3)  оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней овладения компетенциями, достигнутыми будущими педагогами ПО.


Таким образом, компетентностный подход позволяет в качестве цели и результата профессионально-педагогического образования признать ключевые компетенции и организовать учебный процесс, направленный на формирование этих компетенций.


Системный и компетентностный подход составляют, безусловно, фундамент отечественной педагогики и являются основой решения проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО. Данные подходы по достоинству оценены как в педагогической теории, так и на практике, и не нуждаются в дополнительной оценке. В отличие от них средовой подход, который также целесообразно использовать для решения выдвинутой проблемы, относительно молод.


Теоретики средового подхода (Ю.С. Мануйлов, С.Ф. Сергеев, Л.И. Новиков, В.А. Ясвин и др.), обосновывая связь между человеком и условиями, в которых он живет и развивается, утверждают, что среда воздействует тонко, зачастую опосредованно, и это воздействие проявляется как на сознательном, так и на подсознательном уровне.


Базовым понятием средового подхода является понятие «среда», которое, благодаря широкому употреблению в разных науках, не имеет четкого и однозначного определения.


Задача педагога – в рамках средового подхода дать обучаемому средствами среды новые возможности, которые он преобразует в свой потенциал. Данный подход также позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучаемого, в область формирования среды, в которой происходит ее (личности) обучение и развитие [4, с. 99]. При этом обеспечивается свобода личности, возможность будущему специалисту проявить себя, что немаловажно для эффективного формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО.


Изучение проблемы формирования конкурентоспособности, осуществляемое в рамках средового подхода, рассматривается в исследовании Ж.А. Шуткиной, которая в своем исследовании справедливо отводит данному подходу одно из главенствующих ролей [7].


В исследовании мы также отводим средовому подходу немаловажную роль, поскольку он представлен в виде системы действий преподавателя со средой, обеспечивающих превращение последней в средство формирования качеств личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО.


Подводя итог рассмотрению средового подхода, можно сказать, что в нашем исследовании данный подход основан на предположении, что эффективность формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО зависит от эффективности построения учебной среды.


Таким образом, применение средового подхода для изучения и решения проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО в дополнение к системному и компетентностному подходу представляется естественным, органичным и достаточным.

Список используемой литературы:
1. Ангеловский А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2004. – 193с.
2. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография. – СПб.: Кн. дом, 2008. – 424 с.
3. Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. – Елец, 2009. – 42 с.
4.   Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. – М.: Нар. образование, 2009. – 432 с.
5.   Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2005. – 160 с.
6.  Шкроб Н.В. Философские основания понятия «информационная реальность»: дис. ... канд. филос. наук. – Красноярск, 1999. – 163 с.
7. Шуткина Ж.А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2008. – 24 с.
8.    Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 239 с.


Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"

 

Все статьи данного автора

 


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ