Конкурентология – курс для всех

Образование и саморазвитиеЕвплова Е.В. Конкурентология – курс для всех [Текст] / Е.В. Евплова // Образование и саморазвитие. – 2012. – № 2 (30). – С. 47–53.

Аннотация: статья посвящена вопросам организации и проведения курса «Конкурентология». Материал статьи содержит описание тем курса и может быть полезен для преподавателей учреждений профессионального образования, чьей целью является формирование у будущих специалистов качеств личностной конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентология, личностная конкурентоспособность, будущий специалист, конкуренция.

Каждый день мы слышим о конкурентоспособности товаров, услуг, экономики, науки, культуры … Конкуренция и конкурентоспособность добрались и до образования. В связи с этим, стало целесообразно говорить о конкурентоспособности личности или специалиста, появилась и потребность в ее формировании.

Для решения вышеизложенной проблемы мы предлагаем вводить в учебный процесс высших профессиональных учебных заведений специально разработанный курс «Конкурентология».

Если попытаться кратко охарактеризовать данное научное направление, то конкурентология – это наука о конкуренции, конкурентах и конкурентоспособности.

Открытие конкурентологии как науки по праву принадлежит российскому ученому доктору педагогических наук, профессору, академику РАО Валентину Ивановичу Андрееву. В связи с этим, при разработке настоящего курса преимущественно использовалось учебное пособие В.И. Андреева «Конкурентология».

Цель конкурентологии как учебного предмета – направление процесса обучения и воспитания на развитие личностной конкурентоспособности будущего специалиста. При это смысл и ценность учебного курса «Конкурентология» заключается не в предоставлении студентам набора готовых рецептов гарантированного успеха, а в формировании качеств, позволяющих быть конкурентоспособным и готовым к саморазвитию своей личностной конкурентоспособности.


Конкурентология
Для достижения поставленной цели курс «Конкурентология» предполагает использование активных методов обучения: эвристические беседы, проблемные и творческие задания, деловые и ролевые игры, блиц-игры, тренинговую деятельность, групповую работа и многое другое. Большое значение имеет также выбор тем. Желательно, чтобы они были максимально интересными и отражали межпредметные связи.

Опишем более подробно предложенные нами темы и методы обучения.

Первое занятие курса «Конкурентология» целесообразно посвятить теме «Конкурентоспособный специалист в XXI веке». В рамках данной темы студентам необходимо объяснить значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Используя метод эвристической беседы, целесообразно поднять вопрос о том, в чем различие между конкурентоспособным специалистом и конкурентоспособной личностью, почему конкурентоспособный специалист в одной области не всегда оказывается конкурентоспособным в другой. Важно объяснить студентам, что бывает два вида конкурентоспособности – конструктивная и деструктивная, а также два вида ведения конкурентной борьбы – добросовестная и недобросовестная конкуренция. На данном этапе важно также объяснить студентам, что конкурентоспособный специалист – это не просто специалист, который выдержал конкуренцию. В первую очередь, конкурентоспособный специалист – это специалист, который стремится к благотворному, высокоэффективному труду и за счет этого выдерживает конкуренцию и добивается поставленных целей.

Целесообразно также поднять перед студентами следующие проблемные вопросы:

1. Кого можно считать конкурентоспособным специалистом и почему?

2. Как сформировать личностную конкурентоспособность у будущего специалиста?

3. Мой идеал конкурентоспособной личности?

Используя метод модерации, можно определить со студентами те качества, которые на их взгляд будут характеризовать конкурентоспособного специалиста. Для эффективного осуществления данной процедуры студенты разделяются на 3 группы (студенты учреждений ВПО, представители государства, работодатели). Каждая группа выделяет те качества, которые с точки зрения присвоенных им ролей необходимы для конкурентоспособного специалиста. После обсуждения поднятого вопроса в малых группах осуществляется презентация результатов. Педагог, выступающий в качестве модератора, вместе со студентами проводит анализ и группировку выделенных качеств [4].

С учетом проделанной работы, студентам необходимо осуществить самоанализ своих конкурентных преимуществ, после чего разработать программу саморазвития своих личностных и профессиональных качеств. Благодаря такому заданию, будущие специалисты планируют свою деятельность, определяют перечень операций, которые постепенно складываются в стройную систему, направленную на достижение конечного результата.

В рамках курса «Конкурентология» важно также показать студентам сущность и личную значимость формирования личностной конкурентоспособности для будущей успешной профессиональной деятельности. Для этого, используя метод примеров, целесообразно представить студентам биографии известных конкурентоспособных специалистов различных областей человеческой деятельности (экономика, наука, культура и т.д.). При этом, стоит акцентировать внимание студентов на том, что такие успешные, предприимчивые и работоспособные люди, как Билл Гейтс, Генри Форд, Стив Джобс и другие безусловно являются конкурентоспособными личностями, однако таковыми они были не всегда и данные качества не являются у них врожденными.

В качестве примера студентам можно рассказать историю основателя компании «Майкрасофт» Билла Гейтса, который самостоятельно сформировал у себя качества личностной конкурентоспособности: Билл Гейтс никогда не давал себе расслабиться в конкуренции с другими, он соревновался даже в том, кто лучше устроит вечеринку. Студентам полезно и интересно будет узнать случай из жизни Гейтса, демонстрирующий его всепоглощающее стремление к успеху, к превосходству: когда Гейтс решил обогнать своего главного конкурента – компанию «Ай-Би-Эм», он позвонил матери и предупредил, что не будет навещать ее в течение 6 последующих месяцев, т.к. будет работать по 24 часа в сутки ради того, чтобы разработать лучший программный продукт [2].

Студентам стоит знать, что подобное целеустремленное поведение можно найти у большинства великих лидеров и новаторов. Они заражены «болезнью постоянной конкуренции», трудоголизмом (в хорошем смысле слова) и способностью эффективно и продуктивно работать.


В завершении данного занятия можно просмотреть и обсудить со студентами фильм-тренинг «Философия победителя», посвященный саморазвитию личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной среды.
Используя метод соревнования, можно провести среди студентов конкурс по разработке собственного фильма о конкурентоспособном специалисте, отражающий его личностные и профессиональные качества.

Большое значение в курсе «Конкурентология» имеет тема, посвященная культуре делового общения. В ходе данного занятия необходимо обсудить со студентами следующие вопросы: общие правила делового общения; этика телефонного разговора; правила деловой переписки и др.

В рамках предложенной темы можно воспользоваться методом проигрывания ситуаций [1, с. 212], таких как:

1) директор предприятия ведет телефонный разговор с директором предприятия-конкурента;

2) менеджер ведет телефонный разговор с клиентом предприятия;

3) начальник отдела ведет телефонный разговор с работником, который не вышел на работу и др.

Проигрываемых ситуаций может быть сколь угодно. Причем они не должны быть конкретными, поскольку необходимо предоставить студентам право самостоятельно выбирать предмет разговора, его направленность. После каждого диалога стоит обсудить, насколько разыгрываемый телефонный разговор соответствовал правилам телефонных переговоров, изученных студентами в ходе теоретической части занятия.

Поднимая вопрос деловой переписки, можно обсудить со студентами, как написать письмо клиенту-задолжнику, ответить на письмо недовольного клиента, написать письмо-благодарность клиенту и др.

В качестве домашнего задания целесообразно предложить студентам при помощи электронной почты отправить друг другу деловые письма, используя стиль, характерный для деловой переписки. При этом, полученное письмо стоит проанализировать с учетом изученных правил деловой переписки.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос публичных выступлений будущего конкурентоспособного специалиста. После представления теоретического материала, можно показать студентам видеофрагменты различных публичных выступлений, предложив проанализировать их с точки зрения содержания, стиля, приемов ораторского мастерства и т.д. [1, с. 244].

Полезно также провести тренинг-игру, в которой любой студент может почувствовать себя, например, директором предприятия, дающего интервью для телевидения об конкурентных особенностях своего предприятия. Данный тренинг пройдет более интересно и эффективно, если записать интервью на видео, после чего показать группе с целью последующего анализа.

Поскольку любое общение специалиста (с коллегами, начальством, подчиненными и т.д.) не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций, то конкурентоспособному специалисту необходимо владеть методами разрешения конфликтов. В связи с чем, одно из занятий курса «Конкурентология» целесообразно посвятить теме «Конфликты и стрессы в профессиональной деятельности».

После небольшого введения в содержание данной темы, студентам можно предложить разыграть различные заранее смоделированные конфликтные ситуации. Например, клиент не удовлетворен качеством предоставленных услуг, директор предприятия подозревает работника в мошенничестве, менеджер пришел на работу в нетрезвом состоянии и др.


По завершению разыгрывания предложенных ситуаций проводится анализ действий в них каждого участника.

Вопросы для анализа могут быть следующими:

1. В чем заключалась острота конфликта?

2. Довольны ли своим поведением участники разыгранных ситуаций?

3.  Какое поведение в данной ситуации было бы более адекватным?

После проведения и обсуждения данного задания, студентам необходимо дать рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтов в профессиональной деятельности. А для закрепления навыков разрешения конфликтов целесообразно провести ролевую игру «Гостиница» [3, с. 166], в ходе которой будущие специалисты учатся использовать конструктивные приемы, способствующие разрешению возможных конфликтных ситуаций (техники установления контакта, активного слушания, аргументации).

Отдельно в курсе «Конкурентология» рассматривается тема «Собеседование», в рамках которой поднимаются следующие вопросы: рекомендации для успешного прохождения собеседования, стресс-интервью на собеседовании, правила написания успешного резюме.

В качестве домашнего задания студентам можно дать индивидуальную работу по написанию резюме на соискание работы в любой интересующей их сфере. В качестве дополнения к данному заданию можно предложить студентам снять видеорезюме, предварительно рассказав, что оно собой представляет.

Продолжая данную тему, на одном из следующих занятий целесообразно провести ролевую игру «Первая ступень к моей карьере». Студентам за несколько дней до занятия необходимо выдать домашнее задание: разделиться на подгруппы и выбрать любое предприятие, подготовив его устную презентацию.


Игра «Первая ступень к моей карьере» начинается с устной презентации командами домашних заданий. Анализируя информацию, студенты выбирают потенциальное место своей будущей работы. После чего группа делится на «работодателей» (представителей предприятий) и «молодых специалистов» (выпускников университетов). В соответствии с собственными интересами, «молодые специалисты» определяются с местом работы и приходят на собеседование к «руководителям» выбранных предприятий.

При этом, «руководителям» выдаются карточки с вопросами, например:

1. Какую ошибку, сделанную на работе, можно простить?

2. Назовите свой провальный проект.

3. Назовите основные недостатки вашего характера и т.д.

По итогам собеседования «руководитель» оценивает резюме, личностные качества претендентов на рабочее место и ход самого собеседования, после чего выносит решение о приеме на работу одного кандидата, обладающего необходимой личностной конкурентоспособностью и профессиональной компетентностью. На следующем этапе игры «работодатели» и «молодые специалисты» меняются ролями и осуществляют аналогичное взаимодействие.


Данная игра дает возможность непосредственно в действии ощутить на себе конкуренцию, преодолевать психологические трудности, учит умению управлять своими мыслями и поведением. Настоящая игра предполагает также еще на этапе профессиональной подготовки сформировать механизмы управления собственной карьерой, определяя вектор своего профессионального направления.


Одно из следующих занятий целесообразно посвятить вопросам построения карьеры будущего специалиста. На данном занятии необходимо рассмотреть следующее: сущность карьеры, виды педагогической карьеры и ее планирование, этапы карьерного роста и т.п. Для большей наглядности, используя метод примеров, стоит подготовить презентацию, содержащую информацию о карьерном росте известных людей. После завершения теоретической части занятия можно провести дискуссию-дебаты «Гендерные особенности построения карьеры». Причем если в группе примерно равное количество юношей и девушек, целесообразно развести их по разным командам. Мудрость педагога при этом заключается в том, чтобы студенты в ходе дискуссии приняли коллегиальное решение, что гендерные особенности не влияют на построение карьеры, карьерный рост зависит только от профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалиста.

В качестве домашнего задания по данной теме студентам можно предложить разработать макет обложки журнала «Профессионал» и заметку к ней при условии, что главная статья номера посвящена самому будущему специалисту. Для эффективного выполнения задания студентам необходимо представить, что прошло 25 лет, каждый из них состоявшийся, конкурентоспособный специалист, достигший определенных успехов в профессиональной деятельности.


Большое значение для конкурентоспособного специалиста имеет его имидж, в связи с этим, одно из следующих занятий курса «Конкурентология» посвящается теме «От имиджа специалиста к имиджу Отечества».


Начиная занятия, можно процитировать Брайан Трейси: «Нет смысла надеяться, что другие оценят вас за характер и личность, не обратив внимания на то, как вы выглядите» и Дональда Трампа: «Одеваться следует для той работы, которую вы хотите иметь, а не для той, которую имеете».

В ходе такого занятия целесообразно показать студентам специально разработанную для этого презентацию «Составляющие имиджа». Презентация должна быть максимально наглядной, с большим количеством качественных фотографий. После просмотра презентаций можно продемонстрировать фрагменты из отечественных и зарубежных фильмов, в которых показаны варианты имиджа различных специалистов, после чего осуществляется коллективное обсуждение просмотренных видеороликов.


Для того, чтобы студенты научились адекватно оценивать свой имидж, можно провести игру «Гармония составляющих имиджа». По условиям игры один человек выходит за дверь. Остальные перечисляют наиболее значимые черты, составляющие его имидж (фактура: черты лица; одежда: костюм, аксессуары, грим, прическа и т.д.; окружение: антураж; история: хобби, увлечения, таланты, способности и т.д.). Затем приглашается тот, о ком шла речь. Он должен догадаться, какие составляющие его имиджа показались студентам наиболее значимыми и яркими.


Напоминая студентам, что имидж не только внешняя составляющая образа, но и внутреннее содержание человека, можно предложить решить различные ситуационно-проблемные задачи. Студентам предлагается вытянуть листок с одной из заранее придуманных ситуаций и прокомментировать свое поведение в том или ином случае.


Приведем несколько примеров подобных проблемных ситуаций:

1. Зайдя в кабинет, вы заметили, что на вашем коллеге костюм как на вас.

2. Когда вы демонстрировали презентацию к проекту, коллеги обнаружили на одном из слайдов грубую опечатку.

3. До начала работы осталось 20 минут, а вы только что проснулись. Какой части вашего облика вы уделите внимание в первую очередь?

4. У вашего друга сегодня день Рождения, а вы не успели купить подарок.

5. Вы узнали, что коллеги придумали вам обидное прозвище и т.д.
   
В завершении данной темы проводится групповая работа по разработке идеального имиджа конкурентоспособного специалиста.


Для формирования креативности (творческого подхода к делу) у будущего конкурентоспособного специалиста одну из следующих тем можно посвятить вопросу развития творческих способностей, в рамках которой провести различные упражнения на развитие вербальной и не вербальной креативности. Например, для развития вербальной креативности студентам дается конкурсное задание на создание лучшего афоризма о конкуренции, конкурентоспособности, соперничестве, состязании, соревновании и т.д.


В качестве примера можно привести студентам высказывания

Шарль де Голля: «Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов»,

Аристотеля: «Догоняй тех, кто впереди, и не жди тех, кто сзади»,

В.Г.Белинского: «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника»,

Г.К.Каспарова: «В шахматах в одиночку не создают шедевров. Нужен соперник высшего уровня»,

В.Борисова: «Чем больше конкурентов, тем выше пьедестал»,

А.Ким: «Любители состязаются друг с другом, профессионал – сам с собой»,

С.Рамишвили: «Победа над другими начинается с победы над собой» и др.


Студентам можно предложить также написать мудрую заповедь конкурентоспособного специалиста, нравственный кодекс конкурентоспособного специалиста или свод принципов и правил конкурентоспособной личности и т.д.


Представленные в статье темы и активные методы обучения не являются единственно достаточными, однако они способны направить процесс обучения и воспитания в вузе на развитие личностной конкурентоспособности будущего специалиста.


В заключении хотелось бы рассказать историю из жизни успешного человека, основателя компании Apple Стива Джобса. Когда Стив Джобс был молодым, он записался на уроки по каллиграфии. На них он узнал, что бывают разные отступы между буквами, разный размер шрифта, различное начертание букв и т.д. «Ничто из этого не казалось полезным для моей жизни» – говорил Стив. Но 10 лет спустя, когда в компании Apple разрабатывали первый Макинтош, полученные знания неожиданно пригодились. Мак стал первым компьютером с красивой типографикой. Если бы Стив Джобс не записался на этот курс, у Мака никогда бы не было разнообразных шрифтов. Как говорил Стив Джобс: «Конечно, нельзя было соединить все точки воедино тогда, когда я был в колледже, но через 10 лет все стало ясно» [5].


Действительно, невозможно соединить точки, смотря вперед, соединить точки можно только оглядываясь в прошлое. Возможно, когда-нибудь, оглянувшись назад, слушатели курса «Конкурентология» поймут, что знания и умения, полученные на занятиях, пригодились им в жизни!

Список используемой литературы

1. Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.
2. Билл Гейтс – стремительный. – Режим доступа: http://www.psylive.ru/articles/1920_bill-geits-stremitelnii.aspx. – Загл. с экрана.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
4. Современные технологии обучения: метод. пособие о использованию интерактивных методов в обучении / под. ред. Г.В. Борисовой и др. – СПб.: «Полиграф-С», 2002. – 79 с.
5. 10 уроков от Стива Джобса. – Режим доступа: http://xage.ru/comments.php?id=4905. – Загл. с экрана.

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"

 

Все статьи данного автора

 


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ