Конкурентоспособность как педагогическая проблема

Изветия УрГУЕвплова Е.В. Конкурентоспособность как педагогическая проблема [Текст] / Е.В. Евплова // Известия УрГУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2012. –№ 4 (95). – С. 169–174.

Аннотация: в статье показано состояние и развитие проблемы формирования конкурентоспособности: осуществлен анализ основополагающих понятий – «конкуренция», «конкурентоспособность»; представлены занимаемые отечественными и зарубежными учеными позиции по исследуемой проблеме.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, формирование, конкурентоспособный специалист, конкурентоспособная личность.

Каждый день мы слышим о конкурентоспособности товаров, услуг, экономики, науки, культуры… Конкуренция и конкурентоспособность добрались и до образования. Сейчас вполне целесообразно говорить о конкурентоспособности личности или специалиста. Формирование конкурентоспособности стало педагогической проблемой.


Для наиболее эффективного изучения и решения выявленной проблемы обратимся к истории становления основополагающего понятия – «конкуренция».


Данное понятие сравнительно недавно вошло в активный словарный запас. В обиходной речи оно появилось в XIX в. привнесенным из латинского языка (con + currere – сбегать, сталкиваться). Подобное слово используется в итальянском, французском, португальском, норвежском, датском, шведском, немецком и голландском языках. В то же время для английского и испанского языков характерен термин «competition» (competencia), который восходит к латинскому «competition» (com + petition – стремление достать что-то, добиться чего-то). Это же слово имеет значение «соревнование», «состязание».


Необходимо заметить, что изначально термин «конкуренция» был синонимом понятию «соперничество», «соревнование», «состязание». Как считал В.И. Ленин, «Конкуренция… является особой формой соревнования» [6].

Подобное толкование можно встретить и в настоящее время как в отечественных, так и в зарубежных источниках.


Рассматриваемый термин был заимствован экономистами почти сразу после его появления. Но и в лексиконе экономистов в первое время понятие употреблялось весьма вольно. Постепенно смысл его уточнялся, становился все более определенным, и в начале XX в. слово «конкуренция» стало считаться научным термином, что дало ему возможность войти в круг основных понятий экономической теории.


В развитие экономического понятия «конкуренция» внесли значительный вклад такие зарубежные ученые экономисты, как С. Брю, Дж. Кейнс, А. Курно, К. Макконелл, А. Маршалл, Дж. Милль, Ф. Найт, М. Портер, Дж. Робинсон, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Хайек и др.


Так, Дж. Милль доказал, что конкуренция сама по себе является законом, который устанавливает правила регулирования» [9]. Ф.А. фон Хайек считал, что «конкуренция ведет к лучшему использованию знаний и способностей людей и стимулирует рациональность [16]. Ф. Найт утверждает, что «конкуренция – это ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы» [11].


Все вышеназванные ученые-экономисты отмечали многогранность данного понятия, в связи с этим его изучение требует как детальных и обширных исследований с разных точек зрения, так и обобщения работ многих авторов.


Кроме экономической, существует и биологическая конкуренция – соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения [15].


Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность». Так же как и конкуренция, понятие «конкурентоспособность» – изначально категория экономическая, употребляемая при характеристике товаров или услуг.


Наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг конкурентоспособностью экономики, биологической конкуренцией особей в отечественной и зарубежной литературе говорится и о конкурентоспособности личности или специалиста.


Конкурентоспособность личности как значимая характеристика является предметом изучения разных областей науки – философии, психологии, педагогики и др.


В философском плане вопрос о конкурентоспособности личности напрямую касается важнейшего вопроса философии – вопроса о сущности человека, его месте в мире и о смысле человеческого бытия.


Проблема сущности человека, его роли и места в мире решалась еще античными философами, а также целой плеядой отечественных философов XXI–XX вв. Их труды послужили для нас методологической основой рассмотрения проблемы.


Так, русские мыслители XIX в. (Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов и др.) главным назначением человека считали реализацию им своего нравственного потенциала, построение жизни на началах любви ко всему человеческому.


В.В. Розанов [По: 14] смыслом жизни считал стремление к достижению трех идеалов духовного назначения – истины, добра и свободы. Важнейшее значение этих трех нравственных ориентиров в том, что обладающий ими имеет «неразрушимое ядро» для деятельности, т.е. они являются исходными условиями личностной конкурентоспособности человека.


Теоретический анализ философских трудов позволяет прийти к мысли о том, что личности присуще стремление к развитию, самоутверждению, к поиску себя и смысла своего существования, своего места в мире, т.е. философская идея усовершенствования личности и деятельности служит основой понятий «конкурентоспособный специалист».
Рассмотрев проблему формирования конкурентоспособности с философской позиции, нам представляется целесообразным рассмотреть исследуемую проблему с точки зрения психолого-педагогической науки.


Следует сразу оговорить, что изучение понятия «конкурентоспособность» в педагогике и психологии является относительно новым направлением.


Данное понятие вошло в психолого-педагогическую науку в связи с исследованиями зарубежных ученых Дж. Грейсона, К. О'Делла, Дж. Дьюи, Р. Мартенса, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Шострома и др.


Так, К. Роджерс отмечает, что человеку «свойственна тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» [13].


Г. Олпорт конкурентоспособность личности раскрывает через анализ феномена зрелой личности. Отмечая при этом, что созревание человека – это процесс становления, непрерывно протекающий и продолжающийся в течение всей его жизни [12].


Дж. Грейсон и К. О'Делл отмечают, что характеристиками конкурентоспособности являются потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей [4].


Р. Мартенс в конкурентоспособной личности видит основной результат социализации. Успешная деятельность человека зависит от способностей, приобретенных им знаний, умений и навыков. Быть социально конкурентоспособным, по мнению Р. Мартенса, значит быть способным выполнять многие социальные роли [8].


Дж. Дьюи главную цель обучения видит в том, чтобы «подготовить молодежь к исполнению будущих обязанностей и реализации возможности преуспеть в жизни» [5, 327].


Таким образом, основоположниками проблемы формирования конкурентоспособности будущего специалиста можно по праву считать таких зарубежных ученых, как Дж. Грейсон, К. О'Делл, Дж. Дьюи, Р. Мартенс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром и др. Представители гуманистической психологии видели человека активным творцом собственной жизни, обладающим свободой выбора, разрабатывающим и развивающим индивидуальный стиль жизни.


С середины 90-х гг. прошлого века проблема формирования конкурентоспособности личности вызвала интерес и у отечественных педагогов и психологов в связи с переходом России к рыночной экономике. Данный тезис наглядно подтверждается тем, что в настоящее время вместо слова «профессионализм» все чаще работодатели используют термин «конкурентоспособность» [1].


В то же время, анализируя работу А.Г. Шмелева «Продуктивная конкуренция» [17], мы обратили внимание на тот факт, что термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» долгое время не вызывали у российских граждан позитивных ассоциаций. Причина этого, по мнению А.А. Ангеловского, лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась в период советского строя [1, 17].


В советский период развития высшего профессионального образования студентов не рассматривали на предмет их конкурентоспособности, поскольку отсутствовали социально-производственные предпосылки для реализации данного качества. Каждый выпускник вуза был уверен в завтрашнем дне, в том, что он будет востребован на рынке труда и обеспечен работой по выбранной специальности. К тому же долгие годы в нашей стране образование ориентировалось не на раскрытие способностей, формирования личностных и профессиональных качеств, а на усвоение отработанных алгоритмов решения разного рода задач.


На сегодняшний день, в связи с переходом всей страны на рыночные рельсы, успех на рынке труда стал рождаться в конкурентной борьбе между потенциальными специалистами в той или иной сфере человеческих отношений. В результате этого проблема формирования конкурентоспособности встала в ряд приоритетных педагогических проблем, требующих срочного решения, а у отечественных педагогов и психологов возник интерес к изучению данной проблемы.


Так, значительный вклад в изучение проблемы формирования конкурентоспособности подрастающего поколения внесли В.И. Андреев, В.С. Безрукова, Н.А. Борисова, А.П. Беляева, Л.М. Митина, А.И. Субетто, Н.В. Тамарская, О.К. Филатов, Ю.К. Чернова, Д.В. Чернилевский, В.В. Щипанов и др. Эти ученые показывают сложность и многогранность понятия. Например, В.И. Андреев конкурентоспособность связывает с творческим саморазвитием личности. В работах В.Л. Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, Л.М. Митиной, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Т.А. Стефановской, Д.И. Фрумина, О.Ф. Чупровой и других ученых конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности. Н.В. Борисова, О.К. Филатов, Д.В. Чернилевский и другие рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.


Однако несмотря на разнообразие подходов к рассмотрению данной проблемы, все вышеназванные ученые подчеркивают неоспоримую актуальность формирования конкурентоспособности личности или будущего специалиста.


Так, Л.М. Митина говорит, что «цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда» [10, 4].


Современные педагоги-исследователи (Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) подчеркивают, что «с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно необходимы особые способности, позволяющие максимально расширить собственные возможности» [17, 34]. Данные способности, как утверждают авторы, заложены в конкурентоспособной личности.


В.И. Андреев, в свою очередь, отмечает, что «необходимо формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях» [3, 165]. Но в то же время, как справедливо отмечает автор, «нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами» [2, 377].


Таким образом, анализируя возросший интерес у отечественных педагогов и психологов к данной проблеме, можно с уверенностью утверждать, что в стране в целом завершается этап общественного неприятия самих терминов «конкуренция» и «конкурентоспособность». Наступает пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособной личности (специалиста) в разных сферах жизнедеятельности человека.

Список используемой литературы

1.    Ангеловский А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография. – Челябинск: Образование, 2006. 187 с.
2.    Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр иннов. технологий, 2000. 608 с.
3.    Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. – Казань: СКАМ, 1992. 207 с.
4.    Грейсон Д.К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. 319 с.
5.    Дьюи Д. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
6.    Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. т. 36. М. 151 с.
7.    Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
8.    Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М., 1979. 176 с.
9.    Милль Дж. Основы политической экономики. – М.: Прогресс, 1980. Т. 1. 140 с.
10.    Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во МОДЭК, 2003. 400 с.
11.    Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. – М.: Дело. 2003. 163 с.
12.    Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. 461 с.
13.    Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс. Универс, 1994. 480 с.
14.    Смысл жизни в русской философии, конец XIX – нач. XX в. / Сост. В.Г. Безносов; Отв. ред. А.Ф. Замалеев. – СПб.: Наука, 1995. 380 с.
15.    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (онлайн версия). – Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-5758.htm.
16.    Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический. – М.: Изограф: Начала-Фонд, 2001. 254с.
17.    Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. – М.: Магистр, 1997. 55 с.

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"

 

Все статьи данного автора


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ