Формирование конкурентоспособности будущего педагога профобучения

Альма МатерЕвплова Е.В. Формирование конкурентоспособности будущего педагога профобучения / Е.В.Евплова // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). – 2011. – № 10. – С. 33–36.

Аннотация: в статье показана актуальность формирования личностной конкурентоспособности у будущих специалистов. Автор, на основе специально проведенного исследования, строит компетентностную модель конкурентоспособного педагога профессионального обучения, а также показывает и раскрывает основные этапы процесса формирования личностной конкурентоспособности у будущих педагогов профессионального обучения. 

Ключевые слова: личностная конкурентоспособность, формирование, студент, будущий педагог профессионального обучения и др.

Социально-экономические изменения в нашей стране, сложившиеся рыночные отношения существенным образом повлияли на ужесточение требований к подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и будущих педагогов профессионального обучения. Так, сегодня уже недостаточно просто иметь профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Для того чтобы быть профессионально успешным, в том числе и в образовательной сфере, необходимо обладать определенными качествами личностной конкурентоспособности. 

Для первоначального понимания состояния и развития данной проблемы обратимся к основополагающему понятию настоящего исследования – личностная конкурентоспособность.

Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов под личностной конкурентоспособностью понимают форму межличностного взаимодействия, характеризующуюся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами [1].

Мы, в свою очередь, под личностной конкурентоспособностью будем понимать не просто достижение целей в условиях противоборства, а совокупность некоторого объема личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, в нашем случае – будущего педагога профессионального обучения.

Однако возникает вполне логичный вопрос: какими именно качествами должен обладать конкурентоспособный педагог профессионального обучения?

Для всестороннего изучения и решения вышеизложенного вопроса представляется необходимой разработка компетентностной модели конкурентоспособного педагога профессионального обучения.

По мнению Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой [2] компетентностную модель можно обобщенно представить через требования к специалисту: 

1. Со стороны общества и государства (закон РФ «Об образовании», закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ, проект «Российское образование – 2020» и др.). 

2. Со стороны сферы труда (руководители и преподаватели учреждений среднего профессионального образования). 

3. Со стороны субъектов образования (студенты учреждений среднего профессионального образования). 

4. Со стороны самого специалиста (студенты – будущие педагоги профессионального обучения).

Для построения компетентностной модели конкурентоспособного педагога профессионального обучения, в соответствии с вышепредставленными требованиями, было проведено специальное исследование, анализ и интерпретация результатов которого позволили выявить, что конкурентоспособный педагог профессионального обучения должен обладать:

1) профессионально-педагогической мотивацией и интересом к выбранной профессии;

2) целеустремленностью, самостоятельностью, ответственностью, коммуникабельностью, креативностью (творческим подходом к делу), умением разрешать конфликты;

3) знанием нетрадиционных методов и форм обучения, а также умением их применять в своей профессионально-педагогической деятельности.

Для успешного формирования вышеизложенных качеств, отвечающих (в соответствии с компетентностной моделью) за личностную конкурентоспособность будущего педагога профессионального обучения, был разработан учебный курс «Мастер-класс в профессиональном образовании», состоящий из трех этапов.

Первый этап посвящен формированию профессионально-педагогической мотивации и интереса к выбранной профессии.

Как показал практический опыт, формирование профессионально-педагогической мотивации и интереса к выбранной профессии у будущих педагогов профессионального обучения стоит начинать с темы посвященной ценности педагогической профессии, социальной значимости выбранной профессии. Внимание студентов при этом акцентируется на важной роли педагога в образовательном учреждении, обществе, государстве и т.д.

Данное занятие можно начать с удачно подобранного афоризма: «Во все века учитель – кузнец будущего страны» (А.В.Иванов) или «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У.Черчель). Причем не стоит объяснять студентам суть высказываний, пусть они самостоятельно рассуждают над данными словами, предлагая свои точки зрения. 

Целесообразно на данном этапе показать студентам фрагменты из отечественных и зарубежных кинофильмов, демонстрирующих ценность педагогической профессии («Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Республика ШКИД», «Уроки французского», «Общество мертвых поэтов», «Опасные умы», «Учитель года» и др.), а также фрагменты из документальных кинофильмов, демонстрирующих личностные и профессиональные качества великих педагогов (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Я.А.Коменский и др.). 

Студентам интересно слушать комментарии преподавателя относительно фильмов, фрагменты которых были просмотрены. Например, преподаватель может рассказать, что после триумфа кинокартины «Доживем до понедельника» начался настоящий переворот в сознании молодежи: толпы девушек, влюбившись в тихоновского историка, бросились штурмовать педвузы. А после выхода на телеэкраны «Большой перемены» посещаемость вечерних школ значительно возросла: молодые рабочие захотели найти «своего» Нестора Северова.

Интересно также студентам узнать, что свой успешный карьерный путь многие известные люди начинали с педагогической деятельности. Среди них Д.А.Медведев, Б.Обама, Г.А.Зюганов, А.А.Собчак, Л.Б.Нарусова, Г.Греф, Принцесса Диана, В.Соловьев, П.Астахов, Дж.К.Роулинг, Д.Духовный и др. Начать такое занятие можно с эвристической беседы, попросив студентов ответить на вопрос «Что общего между Д.А.Медведевым и Г.А.Зюгановым, А.А.Собчаком и Л.Б.Нарусовой, Принцессой Дианой и Дж.К.Роулинг?». Особо интересно студентам слушать о том, как проходила педагогическая деятельность каждого из них, как они относились и относятся к данному виду деятельности и как их воспринимали студенты.

Для формирования профессионально-педагогической мотивации и интереса к выбранной профессии у будущих специалистов будет также полезно провести занятие, посвященное построению карьеры педагога профессионального обучения. На данном занятии необходимо затронуть следующие вопросы как: сущность карьеры, виды педагогической карьеры и ее планирование, этапы карьерного роста педагога и т.п. Для большей наглядности стоит подготовить презентацию, содержащую информацию о карьерном росте известных работников образовательной сферы (министр образования и науки РФ, министр образования и науки области, ректор вуза и др.). После завершения теоретической части занятия можно провести со студентами дискуссию на тему «Гендерные особенности построения карьеры в образовании». Причем, если в группе примерно равное количество юношей и девушек, необходимо развести их по разным командам для усиления эффекта.

Весьма интересно и эффективно в рамках данной темы проходит игра под названием «Через 25 лет я вижу тебя…». По условиям игры студенты рассаживаются, образуя круг, после чего каждый участник представляет, кем мог бы стать его сосед справа через 25 лет профессионально-педагогической деятельности. Свой вариант студент пишет на самоклеющемся листе цветной бумаги (стикер) и приклеивает его на лоб соседа. По очереди участники игрового взаимодействия задают наводящие вопросы, а остальные могут отвечать либо «да/верно», либо «нет/не верно». Выигрывает тот студент, который раньше всех отгадает, что «написано у него на лбу».

Как показывает практический опыт, варианты надписей могут быть самыми разнообразными: деканы факультетов и Министры образования, профессора и заведующие кафедрами, завучи и директора школ, академики и т.д.

Показывая и «примеряя» на себе возможные перспективы профессионального роста, у студентов формируется интерес к выбранной специальности, а также профессионально-педагогическая мотивация к ней.

Второй этап – этап посвященный формированию личностных качеств будущего конкурентоспособного педагога профессионального обучения (целеустремленность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, креативность (творческий подход к делу), умение разрешать конфликты).

Для формирования вышеизложенных качеств наиболее целесообразно использовать активные и интерактивные методы обучения (активное взаимодействие обучающихся с педагогом и друг с другом).

Данный этап стоит начать с изучения темы, посвященной конкурентоспособности педагога профессионального обучения. 

Студентам необходимо объяснить значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Используя метод эвристической беседы, целесообразно поднять вопрос о том, в чем, на их взгляд, различие между конкурентоспособным специалистом и конкурентоспособной личностью, почему конкурентоспособный специалист в одной области не всегда оказывается конкурентоспособным в другой ситуации? На данном этапе очень важно объяснить студентам, что конкурентоспособный специалист – это не просто специалист, который выдержал конкуренцию. В первую очередь, конкурентоспособный специалист – это специалист, который стремится к благотворному, высокоэффективному труду и только за счет этого выдерживает конкуренцию и добивается поставленной цели. 

В рамках данного занятия стоит организовать круглый стол на тему «Конкурентоспособный педагог – миф или реальность?», обсудив со студентами следующие вопросы: 

1. Кого из окружающих их педагогов они считают конкурентоспособными и почему? 

2. Как сформировать личностную конкурентоспособность у будущего педагога? 

С помощью метода примеров целесообразно представить студентам биографии известных конкурентоспособных специалистов (в том числе и педагогов). 

Используя метод модерации, можно определить со студентами те качества, которые на их взгляд будут характеризовать конкурентоспособного педагога профессионального обучения. Для эффективного осуществления данной процедуры студенты разделяются на 4 группы (студенты учреждений ВПО, учащиеся учреждений СПО, родители обучающихся и работодатели). Каждая группа выделяет те качества, которые с точки зрения присвоенных им ролей, необходимы для конкурентоспособного педагога профессионального обучения. После обсуждения поднятого вопроса в малых группах осуществляется презентация результатов. Педагог, выступающий в роли модератора, вместе со студентами проводит анализ и группировку выделенных качеств. 

После этого целесообразно дать студентам задание по разработке программы своего саморазвития. Данная программа предполагает, что студенты ставят цели и формулируют конкретные задачи по их достижению. 

С целью развития креативности у будущего педагога профессионального обучения поднимается тема, посвященная творческому подходу в работе педагога. В рамках данной темы студентам дается конкурсное задание по созданию лучшего педагогического афоризма. Аналогично можно провести творческий конкурс на лучшую мудрую заповедь в педагогике или конкурс на лучший нравственный кодекс современного педагога.

Отдельная тема посвящается культуре делового общения педагога. Данное занятие целесообразно начать с просмотра видеофрагментов, демонстрирующих ситуации делового общения педагога. После чего стоит организовать коллективное обсуждение просмотренных видеороликов. Полезно будет обсудить следующие вопросы: общие правила делового общения педагога; этика телефонного разговора педагога с коллегами, родителями, обучающимися; правила деловой переписки педагога профессионального обучения. 

В рамках предложенной темы можно воспользоваться методам разыгрывания ситуаций. Как показал практический опыт, очень эффективно и интересно проходит разыгрывание следующих ситуации [3]: 

1) директор колледжа ведет телефонный разговор с Министром образования; 

2) директор колледжа ведет телефонный разговор с директором другого образовательного учреждения (конкурента); 

3) преподаватель ведет телефонный разговор с родителем нерадивого ученика; 

4) заведующий кафедрой ведет телефонный разговор с преподавателем, который заболел и не может выйти на работу.

Разыгрываемых ситуаций может быть сколь угодно, но они не должны быть конкретными, поскольку необходимо предоставить студентам самостоятельно выбирать предмет разговора, его направленность и т.д.

После каждого диалога стоит обсудить со студентами, насколько продемонстрированный телефонный разговор соответствовал правилам телефонных переговоров, изученных в ходе теоретической части занятия.

Поднимая вопрос деловой переписки педагога профессионального обучения, необходимо обсудить со студентами, как с учетом правил деловой переписки пригласить учащихся на участие в конференции; пригласить обучающихся на участие в олимпиаде; пригласить учащихся к прохождению дополнительных курсов; выразить родителям учащихся благодарность за воспитание их ребенка; пригласить родителей обучающихся на родительское собрание и др.

В качестве домашнего задания можно предложить студентам при помощи электронной почты отправить друг другу деловые письма, используя стиль и фразы характерные для деловой переписки. 

Отдельной темой рассматривается вопрос публичных выступлений педагога профессионального обучения. После представления теоретического материала студентам демонстрируются видеофрагменты со Всероссийского конкурса «Учитель года» и предлагается проанализировать их с точки зрения содержания, стиля выступления, приемов ораторского мастерства и т.д.

В рамках данной темы целесообразно провести тренинг-игру, в которой любой студент может почувствовать себя, например, директором колледжа, дающего интервью для телевидения об особенностях обучения в их учреждении. Данный тренинг пройдет более интересно и эффективно, если записать интервью на видео, после чего показать группе с целью последующего анализа.

Следующую тему наиболее целесообразно посвятить разрешению конфликтов в педагогической деятельности. При этом студентам стоит объяснить, что конфликтные ситуации могут возникнуть не только в сфере образования. Они характерны любым людям вне зависимости от их специальности, профессии, национальности и т.д. 

После небольшого введения в содержание данной темы студентам предлагается разыграть различные (заранее смоделированные) конфликтные ситуации. Например, педагог читает рассказ про кошку – обучающиеся начинают мяукать; учащиеся, несмотря на запреты, курят в туалете – входит преподаватель; обучающийся на занятии нагрубил педагогу и др.

После разыгрывания предложенных ситуаций проводится анализ действий в них каждого участника. 

Вопросы для анализа могут быть следующими:

В чем заключалась острота конфликта?

Что чувствовали студенты, исполнявшие роль обучающихся, по отношению к «педагогу» и другим участникам разыгрываемой ситуации?

Что чувствовал «педагог»?

Довольны ли своим поведением участники разыгранных ситуаций?

Были ли ошибки в поведении кого-либо из участников, оказавших влияние на исход конфликта?

Какое поведение «педагога» в данной ситуации было бы более адекватным?

После проведения и обсуждения данного задания, студентам даются рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтов. 

Представленные на данном этапе темы и методы обучения не являются единственно достаточными, однако они подтвердили свою эффективность в процессе формирования личностных качеств будущего конкурентоспособного педагога профессионального обучения (целеустремленность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, креативность (творческий подход к делу), умение разрешать конфликты).

Третий этап формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения – посвящен изучению нетрадиционных форм и методов обучения.

Для достижения необходимого результата были отобраны наиболее актуальные и эффективные на сегодняшний день нетрадиционные методы и формы обучения, среди которых: дискуссионный метод, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), деловые и ролевые игры, блиц-игры, круглый стол, мозговой штурм, тренинг, метод проектов, метод модерации, метод сообучения, метод синквейнов и др.

Каждому из выделенных методов посвящалось отдельное занятие, которое состояло из теоретической (изучение метода) и практической (использование метода на практике) частей.

С помощью подобного построения занятия студенты не только изучали особенности каждого из выделенных методов и форм обучения, но и закрепляли полученные знания на практике. 

В качестве итогового занятия данного этапа целесообразно провести ролевую игру «Моя первая лекция». Суть игры в следующем: студенты проводят мини-лекцию с использованием нетрадиционных методов и форм обучения (15–20 мин.). Тематика занятий может быть как предметной (по специальности студента), так и метапредметной. 

В целях формирования личностной конкурентоспособности у будущего педагога профессионального обучения, наряду с аудиторными занятиями, целесообразно проводить экскурсии в конкурентоспособные образовательные учреждения. Связь учебного процесса в вузе с образовательными учреждениями, для которых готовят специалистов, способствует расширению круга знаний о работе образовательных учреждений, постепенному и безболезненному включению студентов в профессиональную деятельность. 

Таким образом, формирование личностной конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения происходит постепенно, в процессе прохождения всех вышеизложенных этапов, что подтвердило свою эффективность в ходе проведения экспериментальной работы по данной теме.

 

Список используемой литературы:

 

1. Фетискин, Н.П. Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 113–114.

2. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения [Текст] / Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с.

3. Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.