Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста

Высшее образование в РоссииЕвплова Е.В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста [Текст] / Е.В.Евплова // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 156–158.

Аннотация: статье показана актуальность формирования конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды, а также перечислены и раскрыты основные этапы данного процесса.

Ключевые слова: конкурентоспособность, будущий специалист, студент, конкурентная учебная среда.

 

С середины 90-х годов прошлого века в связи с переходом России к рыночной экономики вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, – сегодня требуется уметь нечто такое, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда. 

В законе Российской Федерации «Об образовании», в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине образования в РФ подчеркивается необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста в различных областях человеческой деятельности. Подтверждение важности конкурентоспособности будущего специалиста мы находим и в модели «Российское образование – 2020» [1].

Для нашего исследования существенное значение имеет позиция В.И. Андреева, который утверждает, что «необходимо формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях» [2, с. 165]. Вместе с тем, как справедливо отмечает тот же автор, «нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами» [3, с. 377].

Необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, преподнести и т.д. На наш взгляд, его можно получить («взять») организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между субъектами обучения и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Как невозможно научиться плавать без водной среды, так невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущего специалиста, не «погрузив» его в конкурентную учебную среду. 

При этом, как свидетельствует доступная литература, термин «конкурентная учебная среда» не нашел пока своего распространения. Надо полагать, что теоретический и практический материал по формированию конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды также еще не разработан. Между тем термин «конкурентная среда», заимствованный из экономики, употребляется сегодня достаточно часто. Наиболее распространенная трактовка данной экономической категории связана с рассмотрением конкурентной среды как некой совокупности определенных условий хозяйствования рыночных субъектов, способствующих возникновению конкуренции и оказывающих влияние на развитие конкуренции между ними. Другими словами, конкурентная среда представляет собой условия, которые, во-первых, обеспечивают развитие конкурентной активности между хозяйствующими субъектами, а посредством этого, во-вторых, способствуют реализации их экономических интересов и приводит к какому-либо результату.

Адаптируя данный тезис применительно к педагогической науке, можно сказать, что, создавая конкурентную среду в процессе учебной деятельности в вузе (конкурентную учебную среду), мы обеспечим развитие конкурентной активности между субъектами образования (студентами), что будет способствовать реализации их личностных качеств и формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Стоит отметить, что конкурентная учебная среда организуется преподавателем на занятиях и состоит из различных форм и видов учебного взаимодействия соревновательного характера. По отношению к образовательной среде вуза или факультета данная учебная среда является мезосредой, а по отношению к образовательной среде города или региона в целом – микросредой. Однако, несмотря на небольшой масштаб воздействия по сравнению с другими видами образовательной среды и благодаря непосредственному приближению к обучающимся, данная учебная среда способна влиять на формирование личностных и профессиональных качеств студентов. 

Для воплощения этой, казалось бы, простой идеи мы разработали план средообразовательных действий, выделив три этапа.

Первый этап – подготовка к формированию конкурентоспособности у будущего специалиста. На данном этапе важно убедить студентов в значимоси конкурентоспособности, важности ее формирования для будущей успешной профессиональной деятельности. Для этого необходимо прежде всего объяснить значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Используя метод эвристической беседы, целесообразно поднять вопрос о том, в чем различие между конкурентоспособным специалистом и конкурентоспособной личностью, почему конкурентоспособный специалист в одной области не всегда оказывается конкурентоспособным в другой. 

Студентам нужно понять, что конкурентоспособный специалист – это не просто профессионал, который выдержал конкуренцию, а человек, который стремится к благотворному, высокоэффективному труду и за счет этого выдерживает конкуренцию и добивается поставленной цели. 

На первом этапе каждому студенту предлагается также провести анализ своих конкурентных преимуществ. Благодаря такому заданию будущие специалисты определяют те качества, которых им не хватает для успешной профессиональной деятельности. Затем целесообразно дать задание по разработке программы саморазвития своих личностных и профессиональных качеств. 

Для демонстрации эффективной работы в условиях конкурентной учебной среды можно дать конкурсное задание по подбору примеров жизненного пути успешных, известных людей (имена и описание деятельности), после чего для закрепления желаемого эффекта можно просмотреть и обсудить со студентами видеоролики (фильмы) посвященные формированию конкурентоспособности в условиях конкурентной среды (например, фильм-тренинг «Философия победителя»). 

Второй этап представляет собой освоение опыта, необходимого конкурентоспособному специалисту. Приобретение такого опыта студентами должно осуществляться в условиях конкурентной учебной среды; наполнение данного этапа полностью зависит от специфических особенностей выбранной специальности. 

На заключительном этапе формирования конкурентоспособности студенты переоценивают собственные личностные возможности, осознают и оценивают альтернативы нежелательному поведению в конкурентной борьбе. Одновременно с этим продолжает формироваться их конкурентоспособность. В связи с этим, организация учебного процесса на данном этапе больше, чем на других этапах, должна быть ориентирована на рефлексию, самооценку, самоанализ студентов.

Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды происходит постепенно, в процессе прохождения всех вышеизложенных этапов. Стоит также заметить, что формирование конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды предполагает использование бально-рейтинговой системы обучения на каждом из выделенных этапов, поскольку она направлена на создание здоровой конкуренции в студенческой среде.

Создаваемая конкурентная учебная среда должна быть комфортной сферой жизнедеятельности субъектов, проявления их индивидуальности. Победа в конкурентной борьбе, также как и проигрыш, должны стать для студентов определенным событием, которое научит их соперничать и состязаться в различных видах деятельности. Если студенты работают в небольших подгруппах, то конкурентная учебная среда становится тем пространством, где можно «болеть» за свою команду, переживать ее успехи и поражения, соблюдать правила жизни в коллективе. 

К тому же, конкурентное взаимодействие между студентами предполагает проявление таких важных для конкурентоспособного специалиста качеств, как соревновательность и соперничество, конкурентная учебная среда поддерживает сотрудничество между студентами, способствует осознанию собственной значимости и сопричастности к общему делу. Главная задача педагога при этом – не позволить соревнованию превратиться в грубое соперничество и в стремление к лидерству любыми способами, ибо конкуренция должна вестись с соблюдением правовых и нравственных норм.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные и профессиональные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков, а также формированию конкурентоспособности. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств конкурентоспособности у будущих специалистов.

Таким образом, создание конкурентной учебной среды может стать мощным катализатором при формировании конкурентоспособности будущего специалиста. А педагогической общественности необходимо осознать актуальность этой задачи посредством создания конкурентной учебной среды как неотъемлемой части эффективного и современного образования. 

 

Список используемой литературы

1. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / под. ред. Я.Кузьминова, И.Фрумина: Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ. 2008. - 39 с.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. - 207 с.

3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

4. Лукашенко М.А. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. - № 9.

 

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"

 

Все статьи автора


Услуги бесплатного рецензирования и оппонирования