Формирование мотивации к профессионально-педагогической деятельности как необходимого условия конкурентоспособности будущего педагога (практический аспект)

В мире научных открытийЕвплова Е.В. Формирование мотивации к профессионально-педагогической деятельности как необходимого условия конкурентоспособности будущего педагога (практический аспект) [Текст] / Е.В. Евплова // В мире научных открытий. – 2011. – № 9.2 (21). – С. 549–556.

Аннотация: в статье предложены и охарактеризованы пути повышения мотивации к профессионально-педагогической деятельности у будущих педагогов, показаны конкретные приемы работы, которые позволят достичь необходимого результата. 

Ключевые слова: конкурентоспособность, мотивация, будущий педагог.

 

Проблема конкуренции на рынке труда всегда имела огромное значение среди экономистов, юристов и специалистов других распространенных и высокооплачиваемых профессий. В последнее время данная проблема стала весьма актуальна и для педагогических работников, осуществляющих или планирующих осуществлять свою деятельность в сфере начального, общего, дополнительного или профессионального образования. 

Решать возникшую проблему необходимо начинать еще на студенческой скамье. Однако в стенах высшей педагогической школы не может быть подготовлен конкурентоспособный педагог, если он не осознает будущую профессиональную деятельность как ценность, т.е. у него не сформирована мотивация к профессионально-педагогической деятельности.

Причем, на наш взгляд, наиболее эффективно одновременно формировать у будущих педагогов конкурентоспособность и мотивацию к профессии. 

В данной статье будут представлены такие приемы, применение которых способствует формированию у студентов педагогических вузов как конкурентоспособности в целом, так и мотивации к будущей профессионально-педагогической деятельности. 

Начать такую непростую работу, на наш взгляд, целесообразно с темы «Конкурентоспособный педагог XXI века». Студентам необходимо объяснить значение понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Используя метод эвристической беседы, целесообразно поднять вопрос о том, в чем различие между конкурентоспособным специалистом и конкурентоспособной личностью, почему конкурентоспособный специалист в одной области не всегда оказывается конкурентоспособным в другой. Важно объяснить студентам, что бывает два вида конкурентоспособности – конструктивная и деструктивная, а также два вида ведения конкурентной борьбы – добросовестная и недобросовестная конкуренция. Необходимо объяснить студентам и то, что конкурентоспособный специалист – это не просто специалист, который выдержал конкуренцию. В первую очередь, конкурентоспособный специалист – это специалист, который имеет мотивацию к работе, стремится к благотворному, высокоэффективному труду и за счет этого выдерживает конкуренцию и добивается поставленных целей. 

Целесообразно поднять перед студентами следующий проблемный вопрос: «Конкурентоспособный педагог – миф или реальность?». После этого можно организовать круглый стол, в ходе которого обсудить: 1. Кого из окружающих педагогов можно считать конкурентоспособными и почему? 2. Как сформировать личностную конкурентоспособность у будущего педагога? 

В рамках настоящей темы можно провести блиц-игру «Хорошо и плохо». Студенты поочередно заканчивают фразу: «Конкурентоспособный педагог – это хорошо, т.к. …; Конкурентоспособный педагог – это плохо, т.к. …». Данную игру можно провести и в иной форме, например: «Конкурентоспособный педагог – это хорошо, т.к. …», студент заканчивает: «Так как он воспитает конкурентоспособную личность». Следующий студент продолжает: «Воспитать конкурентоспособную личность – плохо, т.к. …» и далее по аналогии.

Для формирования коммуникабельности будущего конкурентоспособного педагога одно из следующих занятий целесообразно посвятить культуре делового общения. В ходе занятия необходимо обсудить со студентами следующие вопросы: 1) общие правила делового общения педагога; 2) этика телефонного разговора педагога с коллегами, родителями, обучающимися и т.д.; 3) правила деловой переписки педагога. 

В рамках предложенной темы можно воспользоваться методом разыгрывания ситуаций [1, с. 212], например: директор колледжа ведет телефонный разговор с министром образования; директор колледжа ведет телефонный разговор с директором другого колледжа (конкурента); преподаватель ведет телефонный разговор с родителем нерадивого учащегося; заведующий кафедрой ведет телефонный разговор с преподавателем, который не вышел на работу, и др.

Отдельно следует рассмотреть вопрос публичных выступлений педагога. После представления теоретического материала можно показать студентам видеофрагменты всероссийского конкурса «Учитель года», предложив проанализировать их с точки зрения содержания, стиля, приемов ораторского мастерства и т.д.

Студентам необходимо объяснить, что для того, чтобы речь будущего конкурентоспособного педагога была грамотной, ее необходимо постоянно тренировать, используя различные упражнения. Одним из таких эффективных упражнений является упражнение «Перефразирование» [2, с. 91].

Группа делится на команды. Каждая команда вспоминает четверостишие из известного стихотворения. При этом перефразирует строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием. По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды и выбор стихотворения «на бис».

В качестве примера можно привести студентам перефразированное стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей»:

Не вздумайте предавать забвению наставников.

Они трепят нервы и держат нас в памяти.

В молчании озабоченных помещений

Ожидают нашего освобождения и новостей.

Студенты выполняют также упражнение на развитие вербальной и невербальной речи. Упражнения целесообразно начать со слов А.С. Макаренко: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». 

Для развития вербальной речи будущим педагогам необходимо выполнить следующее упражнение: вызвать учащегося к доске с разной эмоциональной нагрузкой (спокойно, жизнерадостно, равнодушно, доброжелательно, недоброжелательно, с иронией, раздраженно и т.д.). Для развития невербальной речи выполняется следующее задание: используя только невербальные средства педагогического общения, передать учащимся следующую информацию: недовольство поведением и ответами учащихся; благодарность за хорошо подготовленное мероприятие; благодарность за отличные ответы на занятии; беспокойство за жизнь и здоровье обучающегося.

Целесообразно также провести тренинг-игру, в которой каждый студент выступит в роли, например, директора колледжа, дающего интервью для телевидения об особенностях обучения в его учреждении. Такой тренинг пройдет более интересно и эффективно, если записать интервью на видео, после чего показать группе с целью последующего анализа.

Одно из следующих занятий можно посвятить теме «От имиджа конкурентоспособного педагога к имиджу Отечества».

В ходе данного занятия целесообразно показать студентам специально разработанную для этого презентацию «Составляющие имиджа». Презентация должна быть максимально наглядной, с большим количеством качественных фотографий. После ее просмотра можно продемонстрировать фрагменты из отечественных и зарубежных фильмов, в которых показаны различные варианты имиджа педагогов, а затем стоит организовать коллективное обсуждение просмотренных видеороликов.

Напоминая будущим педагогам, что имидж – не только внешняя составляющая образа, но и внутреннее содержание человека, можно предложить решить различные ситуационно-проблемные задачи. Студентам предлагается вытянуть листок с одной из проблемных ситуаций и прокомментировать свое поведение в том или ином случае. 

Приведем примеры подобных проблемных ситуаций: 

1. Зайдя в аудиторию, вы заметили, что на одном из ваших обучающихся такой же костюм, как на вас. 

2. Когда вы демонстрировали презентацию, обучающиеся обнаружили на слайде грубую опечатку. 

3. Придя на работу, вы заметили, что у вас оторвалась пуговица на пиджаке и др.

В завершение темы проводится групповая творческая работа по разработке идеального имиджа конкурентоспособного педагога.

В начале октября между студентами/группами следует провести конкурс на лучший сценарий ко Дню учителя. По сценарию, набравшему наибольшее количество баллов, проводится праздничное мероприятие.

С целью формирования мотивации к профессионально-педагогической деятельности студентам напоминают, что одной из задач национального проекта «Образование» является привлечение мужчин к работе в образовательной сфере. Для решения этой задачи необходимо разработать соответствующую программу, основные идеи которой прорабатываются в ходе мозгового штурма. Аналогично проводится мозговой штурм «Как привлечь молодежь в образовательную сферу».

Можно также предложить студентам вспомнить случаи выполнения ими педагогической деятельности. После этого организовать представление полученных результатов. 

Поскольку при выполнении данного задания практически не приводятся примеры непрофессиональной педагогической деятельности, преподаватель может задать наводящий вопрос: «Является ли педагогической деятельностью помощь младшему брату (сестре) в подготовке к урокам, поучение близкого друга, помощь однокласснику на контрольной работе, воспитание и обучение членов семьи, друзей?». Благодаря такому вопросу, студенты понимают, что педагогическая деятельность может быть как профессиональной, так и не профессиональной, т.е. встречаться в разных жизненных ситуациях. Осознание этого заставляет студентов более ответственно подходить к изучению педагогических дисциплин, т.е. у них формируется интерес к выбранной профессии и мотивация к ней.

В качестве домашнего задания студентам следует предложить написать сочинение о педагоге, сыгравшем важную роль в их жизни (в жизни близкого человека). 

Ко всему вышеизложенному, можно провести со студентами дискуссию «Применение метода дискуссии в образовании», блиц-игру «Реклама педагогической профессии», круглый стол «Как реформировать образование в России», мозговой штурм «Как повысить конкурентоспособность педагогической профессии» и др.

Будущим педагогам стоит показывать и удачные образцы педагогической деятельности. Яркие примеры можно найти в отечественных и зарубежных художественных кинофильмах. Например, интересные педагогические приемы представлены в фильмах «Общество мертвых поэтов» (обучение теории конформизма на школьном дворе), «Большая перемена» (лекция по истории в музее), «Учитель года» (ролевая игра «Вторая мировая война», эвристическая беседа), «Учитель в законе» (лекция по литературе с прочтением стихов), «Спеши любить» (объяснение геометрии в игровой форме на баскетбольном поле), «Республика ШКИД» (урок словесности с элементами русского городского фольклора) и др. Также можно показать студентам фрагменты из выступлений участников конкурса «Учитель года». 

Представленные в статье темы и приемы не являются единственно достаточными, однако они способны уже на этапе обучения в вузе повысить мотивацию студентов к педагогической профессии как необходимое условие конкурентоспособности будущего педагога.

Список используемой литературы:

1. Андреев, В.И. Конкурентология: учеб. курс для творч. саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. – Казань: Центр иннов. технологий, 2004. – 468 с.

2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.