Методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения

Человек и образованиеЕвплова Е.В. Методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения [Текст] / Е.В. Евплова // Человек и образование. – 2011. – № 3 (28). – С. 179–183.

Аннотация: в статье представлена методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения. 

Ключевые слова: методика, конкурентоспособность, формирование, студент, будущий педагог профессионального обучения и др.

 

Преобразования, происходящие в социальной, экономической, политической сферах российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего педагогического образования. Сегодня уже не достаточно просто иметь профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Для того чтобы быть профессионально успешным необходимо обладать определенными качествами конкурентоспособности.

В связи с этим возникла проблема формирования конкурентоспособности у будущих педагогов профессионального обучения, которую возможно эффективно преодолеть, если внедрить в учебный процесс специально разработанную для этого методику. 

Анализ научно-педагогической литературы последних лет позволил нам сделать вывод о том, что однозначного определения данного понятия пока не существует. В настоящей статье мы будем придерживаться мнения Л.А. Мардахаева, который рассматривает методику как особенность педагогической деятельности, включающая рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведению различных видов учебных занятий в процессе преподавания конкретной учебной дисциплины [2], в нашем случае в процессе формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения (ПО).

Для достижения запланированного результата необходимо разработать совокупность форм, методов и средств взаимодействия педагога и обучающихся. 

Поскольку в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то в настоящей методике им также уделяется достаточное внимание. Однако используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, на наш взгляд, невозможно сформировать конкурентоспособность у будущего педагога ПО. В связи с этим в настоящей методике мы предлагаем использовать лекции вдвоем, бинарные лекции, активные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции шоу, лекции визуализации, лекции ситуации и т.п. 

Что качается методов обучения, то при разработке настоящей методики особое внимание было уделено активным и интерактивным методам обучения, под которыми понимаются такие методы обучения, применение которых объективно невозможно без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. В настоящей методике применяются следующие активные и интерактивные методы обучении: дискуссионный метод, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), круглый стол, мозговой штурм, тренинг, метод проектов, метод модерации, метод сообучения, метод синквейнов, деловые и ролевые игры, блиц-игры и др. 

При реализации представленной методики целесообразно использовать следующие средства обучения: различные источники учебной информации на бумажных и электронных носителях, мультимедия-технологии, ресурсы глобальной информационной сети, портфолио студентов и т.п

Перечисленные и вышеохарактеризованные формы, методы и средства обучения разделены на 3 взаимосвязанных этапа, каждый из которых направлен на формирование определенных личностных и профессиональных качеств необходимых будущему конкурентоспособному педагогу ПО. Опишем более подробно содержание перечисленных форм, методов и средств обучения в соответствии с выделенными этапами.

Первый этап посвящен формированию профессионально-педагогической мотивации и интереса к выбранной профессии.

На данном этапе целесообразно показать студентам фрагменты из отечественных и зарубежных фильмов, демонстрирующих ценность педагогической профессии («Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Республика ШКИД», «Уроки французского», «Общество мертвых поэтов», «Опасные умы», «Учитель года» и др.), а также фрагменты из документальных фильмов, демонстрирующих личностные и профессиональные качества великих педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский и др.). 

Разработанная нами методика предполагает также коллективное обсуждение со студентами следующего вопроса: «Что изменилось в профессии педагога в современных условиях?». 

На одном из следующих занятий можно провести игру «Суд над педагогической профессией». Студентам необходимо разделится на две группы – защитники и противники профессии. По ходу игры преподаватель кратко записывает на доске все названные положительные и отрицательные стороны профессионально-педагогической деятельности. Определяется весомость каждого плюса и минуса [6].

Одно из следующих занятий целесообразно посвятить вопросам построения карьеры педагога ПО. Используя метод примеров, стоит подготовить презентацию, содержащую информацию о карьерном росте известных работников образовательной сферы (министр образования и науки РФ, министр образования и науки области, ректор вуза и др.). После завершения теоретической части занятия можно провести со студентами дискуссию-дебаты «Гендерные особенности построения карьеры в образовании». Причем если в группе примерно равное количество юношей и девушек, целесообразно развести их по разным командам для усиления эффекта.

В рамках настоящей темы целесообразно провести игру под названием «Через 25 лет я вижу тебя…». По условиям игры, студенты рассаживаются, образуя круг, после чего каждый участник представляет, кем мог бы стать его сосед справа через 25 лет профессионально-педагогической деятельности. Свой вариант студент пишет на самоклеющемся листе цветной бумаги (стикер) и приклеивает его на лоб соседа. По очереди участники игры задают наводящие вопросы, а остальные могут отвечать либо «да/верно», либо «нет/не верно». Выигрывает игру тот студент, который раньше всех отгадает, что «написано у него на лбу».

В качестве домашнего задания студентам можно предложить разработать макет обложки журнала «Профессионал» и заметку к ней при условии, что главная статья номера посвящена самому будущему специалисту. Для эффективного выполнения задания студентам необходимо представить, что прошло 25 лет, каждый из них состоявшийся, конкурентоспособный специалист, достигший определенных успехов в педагогической деятельности. 

Продолжая данную тему, на одном из следующих занятий разработанная нами методика предполагает проведение ролевой игры «Первая ступень к моей карьере», в которой группа студентов делится на «работодателей» (представителей образовательного учреждения) и «молодых специалистов» (выпускников педагогических университетов). В соответствии с собственными интересами, «молодые специалисты» определяются с местом работы и приходят на собеседование к «руководителям» данных учреждений. «Руководитель» оценивает резюме (подготовленное студентами заранее), личностные качества претендентов на рабочее место и ход самого собеседования, после чего выносит решение о зачислении на работу одного кандидата, обладающего необходимой конкурентоспособностью и профессиональной компетентностью. На следующем этапе игры, «работодатели» и «молодые специалисты» меняются ролями и осуществляют аналогичное взаимодействие. 

Наряду с аудиторными занятиями, на данном этапе, целесообразно проводить экскурсии в конкурентоспособные учреждения среднего профессионального образования. Связь учебного процесса в вузе с образовательными учреждениями, для которых готовят специалистов,  способствует развитию интереса к педагогической деятельности, расширению круга знаний о работе образовательных учреждений. Такая взаимосвязь учебного процесса вуза с практикой образовательных учреждений, на наш взгляд, оказывает положительное влияние на формирование профессиональной мотивации и интереса к выбранной профессии. 

Эффективное использование перечисленных выше методов, форм и средств обучения позволит получить запланированный результат первого этапа – формирование профессионально-педагогической мотивации и интерес к выбранной профессии у будущих педагогов ПО. 

Второй этап посвящен формированию личностных качеств будущего конкурентоспособного педагога ПО (целеустремленность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, креативность (творческий подход к делу), умение разрешать конфликты). 

На данном этапе необходимо показать студентам важность формирования конкурентоспособности для будущей успешной профессионально-педагогической деятельности.

Студентам стоит объяснить значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Используя метод эвристической беседы, целесообразно поднять вопрос о том, в чем различие между конкурентоспособным специалистом и конкурентоспособной личностью, почему конкурентоспособный специалист в одной области не всегда оказывается конкурентоспособным в другой. Важно объяснить будущим педагогом ПО, что конкурентоспособный специалист – это не просто специалист, который выдержал конкуренцию. В первую очередь, конкурентоспособный специалист – это специалист, который стремится к благотворному, высокоэффективному труду и только за счет этого выдерживает конкуренцию и добивается поставленных целей.  

С помощью метода примеров в соответствии с разработанной нами методикой необходимо представить студентам биографии известных конкурентоспособных специалистов (в том числе и педагогов). 

Целесообразно поднять перед студентами следующий проблемный вопрос «Конкурентоспособный педагог – миф или реальность?».

После этого можно организовать круглый стол, в ходе которого обсудить со студентами следующие вопросы:

1. Кого из окружающих педагогов студенты считают конкурентоспособными и почему?

2. Как сформировать конкурентоспособность у будущего педагога ПО? 

Используя метод модерации, можно определить со студентами те качества, которые на их взгляд будут характеризовать конкурентоспособного педагога ПО. Для эффективного осуществления данной процедуры студенты разделяются на 4 группы (студенты учреждений ВПО, учащиеся учреждений СПО, родители обучающихся и работодатели). Каждая группа выделяет качества, которые с точки зрения присвоенных им ролей необходимы для конкурентоспособного педагога ПО. После этого осуществляется презентация результатов [5]. 

С учетом проделанной работы, студентам необходимо предложить провести самоанализ своих конкурентных преимуществ. После чего целесообразно дать студентам задание по разработке программы саморазвития своих личностных и профессиональных качеств. 

Для формирования коммуникативных качеств у будущих педагогов ПО одно из следующих занятий необходимо посвятить культуре делового общения конкурентоспособного педагога ПО.

В ходе данного занятия стоит обсудить со студентами следующие вопросы:

1) общие правила делового общения педагога ПО;

2) этика телефонного разговора педагога с коллегами, родителями, обучающимися и т.д.;

3) правила деловой переписки педагога ПО. 

В рамках предложенной темы можно воспользоваться методом разыгрывания ситуаций [1, с. 212], например: директор колледжа ведет телефонный разговор с министром образования; преподаватель ведет телефонный разговор с родителем нерадивого учащегося; заведующий кафедрой ведет телефонный разговор с преподавателем, который заболел и не может выйти на работу и др.

Разыгрываемые ситуации не должны быть конкретными, поскольку необходимо предоставить студентам самостоятельно выбирать предмет разговора, его направленность и т.д. После каждого диалога стоит обсудить, насколько продемонстрированный телефонный разговор соответствовал правилам телефонных переговоров изученных студентами в ходе теоретической части занятия.

Поднимая вопрос деловой переписки педагога ПО можно обсудить со студентами, как с учетом правил деловой переписки: пригласить учащихся для участия в конференции; пригласить обучающихся для участия в олимпиаде; пригласить учащихся к прохождению дополнительных курсов и др.

В качестве домашнего задания целесообразно предложить студентам при помощи электронной почты отправить друг другу деловые письма, используя стиль характерный для деловой переписки. Полученное письмо, в свою очередь, стоит проанализировать с учетом изученных правил деловой переписки.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос публичных выступлений педагога ПО. После представления теоретического материала, можно показать студентам видеофрагменты со всероссийского конкурса «Учитель года», предложив проанализировать их с точки зрения содержания, стиля выступления, приемов ораторского мастерства и т.д.

Разработанная нами методика предполагает также провести тренинг-игру, в которой любой студент может почувствовать себя, например, директором колледжа, дающего интервью для телевидения об особенностях обучения в их учреждении. Данный тренинг пройдет более интересно и эффективно, если записать интервью на видео, после чего показать группе с целью последующего анализа.

Поскольку конкурентоспособному педагогу ПО необходимо владеть методами разрешения конфликтов в педагогической сфере, то одно из следующих занятий целесообразно посвятить теме «Конфликты и стрессы в педагогической деятельности». При этом студентам стоит объяснить, что конфликтные ситуации могут возникнуть не только в образовательной сфере. Они присуще всем людям вне зависимости от их специальности, профессии, национальности и т.д. 

После небольшого введения в содержание данной темы, студентам предлагается разыграть различные заранее смоделированные конфликтные ситуации. Например, педагог читает рассказ про кошку, а обучающиеся начинают мяукать; обучающийся на занятии нагрубил педагогу и др. После разыгрывания предложенных ситуаций проводится анализ действий в них каждого участника. 

Для формирования креативности (творческого подхода) у будущего педагога ПО одну из следующих тем можно посвятить вопросу развития творческих способностей педагога. В рамках данной темы студентам необходимо дать творческое задание, например: создать педагогический афоризм, мудрую заповедь в педагогике, нравственный кодекс современного педагога и т.п.

Использование перечисленных методов, форм и средств обучения позволит получить запланированный нами результат второго этапа – формирование личностных качеств будущих конкурентоспособных педагогов ПО (целеустремленность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, креативность (творческий подход к делу), умение разрешать конфликты).

Третий этап формирования конкурентоспособности будущего педагога ПО посвящен изучению и освоению нетрадиционных форм и методов обучения.

Для достижения необходимого результата были отобраны наиболее актуальные и эффективные на сегодняшний день нетрадиционные методы и формы обучения: дискуссионный метод, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), круглый стол, мозговой штурм, тренинг, метод проектов, метод модерации, метод сообучения, метод синквейнов, деловые и ролевые игры, блиц-игры и др.

Каждому из выделенных методов необходимо посвятить отдельное занятие, которое целесообразно разделить на две части: теоретическая (изучение метода) и практическая часть (использование метода на практике).

С помощью подобного построения занятия студенты не только изучают особенности каждого из выделенных методов и форм обучения, но и закрепляют полученные знания на практике. 

В качестве итогового занятия данного этапа, целесообразно провести ролевую игру «Моя первая лекция». Суть игры в следующем: студенты проводят мини-лекцию с использованием нетрадиционных методов и форм обучения (15–20 мин.). Тематика занятий может быть как предметной (по специальности студента), так и метапредметной. 

Подобное погружение в педагогическую деятельность (даже не смотря на ее игровой характер) может способствовать достижению запланированного результата данного этапа – изучение и освоение нетрадиционных форм и методов обучения.

Стоит также заметить, что разработанная нами методика предполагает проведение рефлексии на каждом из выделенных этапов, поскольку как утверждает Л.М. Митина, «развитие конкурентоспособной личности – это развитие рефлексивной личности» [4, с. 115]. Именно с включением механизмов рефлексии процесс формирования конкурентоспособности будущего педагога ПО становится управляемым. 

Таким образом, разработанная нами методика состоит из трех взаимосвязанных этапов и является необходимой и достаточной для формирования конкурентоспособности будущего педагога ПО.

 

Список используемой литературы:

1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.

2. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Академа, 2002. – 56 с.

3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.; Воронеж, 2002. –115 с.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2009. – 192 с

5. Современные технологии обучения: метод. пособие по использованию интерактивных методов в обучении / под. ред. Г.В. Борисовой и др. – СПб.: «Полиграф-С», 2002. – 79 с.

6. Тюнников Ю. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 108–115.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – С. 113–114.

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"