Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога

Педагогическое образование в РоссииЕвплова Е.В. Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога [Текст] / Е.В. Евплова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 4. – С. 121–127.

Анотация: в статье показано состояние и развитие проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога: осуществлен анализ основополагающих понятий исследования – конкуренция, конкурентоспособность; представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; выявлены требования государства в подготовке современного педагога.

Ключевые слова: конкурентоспособность, будущий педагог, специалист, студент.

 

Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества и государства повлияли на ужесточение требований к подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования. Это отражается в том, что будущие специалисты должны обладать не только набором профессиональных знаний, умений и навыков, но и определенными качествами личностной конкурентоспособности. 

Подобную точку зрения разделяют ученые и практики педагогических вузов, ощутив отсутствие готовности выпускников использовать свою личностную конкурентоспособность для создания созидательной, инновационной деятельности, высокопроизводительного труда, высокого качества результата своей деятельности и многое другое. 

При этом стоит сказать, что под выпускниками педагогических вузов мы понимаем как будущих учителей общеобразовательных учреждений, так и будущих педагогов профессионального обучения, объединив их в одну группу – педагоги. И не смотря на то, что содержание личностной конкурентоспособности педагога общеобразовательной школы, ссуза, вуза a priori не может быть одинаково, однако для всестороннего изучения исследуемой проблемы мы рассматриваем ее с разных точек зрения.

В связи с этим для первоначального понимания состояния и развития проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения обратимся к истории становления основополагающего понятия нашего исследование – конкуренция.

Данное понятие сравнительно недавно вошло в активный словарный запас. В обиходной речи оно появилось в XIX в. привнесенном из латинского языка (concurrere + currere – сбегать, сталкиваться). Подобное слово используется в итальянском, французском, португальском, норвежском, датском, шведском, немецком и голландском языках. В тоже время, для английского и испанского языков характерен термин competition (competencia), который восходит к латинскому competition (com + petition – стремление достать что-то, добиться чего-то). Это же слово имеет значение «соревнование», «состязание».

Почти сразу, после появления настоящего термина, он был заимствован экономистами. Но и в лексиконе экономистов в первое время понятие употреблялось весьма вольно. Постепенно смысл его уточнялся, становился все более определенным, и в начале XX в. термин «конкуренция» стал считаться научным, что дало ему возможность войти в круг основных понятий экономической теории. 

В развитие экономического понятия «конкуренция» внесли значительный вклад такие зарубежные ученые экономисты, как: С.Брю, Дж.Кейнс, А.Курно, К.Макконелл, А.Маршалл, Дж.Миль, Ф.Найт, М.Портер, Дж.Робинсон, Д.Рикардо, А.Смит, Ф.Хайек и др.

Кроме экономической, существует и биологическая конкуренция – соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения [17].

Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность». Так же как и «конкуренция», понятие «конкурентоспособность» – изначально категория экономическая, употребляемая при характеристике товаров или услуг.

Наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг, конкурентоспособностью экономики, биологической конкуренции особей в отечественной и зарубежной литературе говорится и о конкурентоспособности личности или специалиста. 

Конкурентоспособность личности как значимая характеристика является предметом изучения различных областей наук: философии, экономически, социологии, психологии и др. 

В философском плане вопрос о конкурентоспособности личности напрямую касается важнейших вопросов философии: вопроса о сущности человека, его месте в мире и о смысле человеческого бытия. 

Проблема сущности человека, его роли и места в мире решалась еще античными философами, а также целой плеядой отечественных философов XXI–XX вв. 

Так, русские мыслители XXI в. (Ф.М.Достоевский, В.В.Розанов и др.) главным назначением человека считали реализацию им своего нравственного потенциала, построение жизни на началах любви ко всему человеческому. 

В.В. Розанов [4] смыслом жизни считал стремление к достижению трех идеалов духовного назначения: истины, добра и свободы. Важнейшее значение этих трех нравственных ориентиров в том, что обладающий ими человек имеет «неразрушимое ядро» для деятельности, т.е. они являются исходными условиями личностной конкурентоспособности человека. 

Теоретический анализ философских трудов позволяет нам прийти к мысли, что личности присуще стремление к развитию, самоутверждению, к поиску себя и смысла своего существования, своего места в мире. Философская идея усовершенствования своей личности и действительности служит основой конкурентоспособной личности, поскольку человек, достигая жизненного успеха должен руководствоваться нравственными принципами, быть ответственным за свою деятельность и способствовать совершенствованию и развитию своего окружения. 

Рассмотрев проблему формирования личностной конкурентоспособности с философской позиции, нам представляется целесообразным перейти к рассмотрению исследуемой проблемы с точки зрения психолого-педагогической науки. 

Стоит сразу оговорить, что изучение понятия «конкурентоспособность» в педагогики и психологии является относительно новым направлением. Данное понятие прочно вошло в психолого-педагогическую науку в связи с исследованиями зарубежных ученых Дж.Грейсона, К.О'Делла, Д.Дьюи, Р.Мартенса, А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Шострома и др. 

Так, А. Маслоу показывает, что человек через самоактуализацию стремится стать тем, кем он может стать. К. Роджерс отмечает, что человеку «свойственна тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» [16. C. 196]. 

Дж. Грейсон отмечает, что характеристи­ками конкурентоспособности являются развитая потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей [5]. 

Э. Фромм видит потребность человека в преодолении собственной пассивной животной природы. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в активном творческом созидании собственной жизни. Дело созидания позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью существования и достичь чувства свободы и собственной значимости. 

Г. Олпорт конкурентоспособность личности раскрывает через анализ феномена зрелой личности. При этом отмечая, что созревание человека – это процесс становления, непрерывно протекающий и продолжающийся в течение всей его жизни [15]. 

Э. Шостром обращает внимание на конкурентоспособность во времени, которая характеризует тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем. 

Р. Мартенс в конкурентоспособной личности видит основной результат социализации. Успешная деятельность человека зависит от способностей, от приобретенных им знаний, умений и навыков. Быть социально конкурентоспособным, по мнению Р.Мартенса, – значит быть способным выполнять многие социальные роли [11]. 

При согласовании целей обучения с конкурентоспособностью выпускника-специалиста уместно придерживаться высказывания Д. Дьюи, который главную цель обучения видит в том, чтобы «подготовить молодежь к исполнению будущих обязанностей и реализации возможности преуспеть в жизни» [6. C. 327]. В свою очередь, с точки зрения эгопсихологии чувство собственной успешности, уверенность в себе, зависит от развития у личности конкурентоспособности как психосоциального качества.

Таким образом, основоположниками проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего специалиста видят человека активным творцом собственной жизни, обладающим свободой выбора, разрабатывающим и развивающим индивидуальный стиль жизни. 

С середины 90-х гг. прошлого века проблема формирования конкурентоспособности личности вызвала интерес и у отечественных педагогов и психологов в связи с переходом России к рыночной экономике. Данный тезис наглядно подтверждается тем, что в настоящее время вместо слова «профессионализм» все чаще работодатели используют термин «конкурентоспособность» [1].

Но в тоже время, анализируя работу А.Г. Шмелева «Продуктивная конкуренция» [19], мы обратили внимание на тот факт, что термин «конкуренция» и «конкурентоспособность» до сих пор не вызывает у российских граждан позитивных ассоциаций. Причина этого, по мнению А.А. Ангеловского, лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась в период советского строя [1. C. 17].

В советский период развития высшего профессионального образования студентов не рассматривали на предмет их личностной конкурентоспособности, поскольку отсутствовали социальные предпосылки для реализации данного качества. Каждый выпускник вуза был уверен в завтрашнем дне, в том, что он обязательно будет востребован на рынке труда и обеспечен работой по выбранной специальности. Подобная уверенность была связана с тем, что количество специалистов в различных областях человеческой деятельности планировалось государством заранее и на определенное время вперед. В связи с чем профессиональные образовательные учреждения многие годы занимались подготовкой стандартных специалистов, исполнителей необходимых для существующей в те годы системы. К тому же, долгие годы в нашей стране образование ориентировалось на подготовку специалистов, призванных решать возникшие перед ними задачи традиционными методами, в процессе обучения основное внимание уделялось не на раскрытие способностей и формирования личностных качеств, а на усвоение уже отработанных алгоритмов решения различных проблем. 

На сегодняшний день, в связи с переходом всей страны на рыночные рельсы, успех на рынке труда стал рождаться в конкурентной борьбе между потенциальными специалистами в той или иной сфере человеческих отношений. В результате чего проблема формирования личностной конкурентоспособности встала в ряд приоритетных проблем, требующих серьезного изучения, а у отечественных педагогов и психологов возник интерес к решению данной проблемы. 

Так, значительный вклад в изучение и решение проблемы формирования конкурентоспособности личности внесли В.И.Андреев, В.С.Безрукова, Н.А.Борисова, А.П.Беляева, Л.М.Митина, А.И.Субетто, Н.В.Тамарская, О.К.Филатов, Ю.К.Чернова, Д.В.Чернилевский, С.Н.Широбоков, В.В.Щипанов и др.

Данные ученые показывают сложность и многогранность понятия. Например, В.И.Андреев конкурентоспособность связывает с творческим саморазвитием личности. В работах В.Л.Лаптева, О.Е.Лебедева, Е.А.Ленской, Л.М.Митиной, А.И.Мищенко, З.И.Равкина, Т.А.Стефановской, Д.И.Фрумина, О.Ф.Чупровой и других ученых конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности. Н.В.Борисова, О.К.Филатов, Д.В.Чернилевский, С.Н.Широбоков и другие рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста. 

Однако, не смотря на разнообразие подходов к рассмотрению данной проблемы, все вышеназванные ученые подчеркивают неоспоримую на сегодняшний день актуальность формирования конкурентоспособности у современного специалиста. 

Так, Л.М.Митина говорит, что «цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда» [13. C. 4].

Современные педагоги-исследователи (Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.) подчеркивают, что «с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно необходимы особые способности, позволяющие максимально расширить собственные возможности» [12. C. 34]. Данные способности, как утверждают авторы, заложены в конкурентоспособной личности.

В свою очередь О.Ф.Чупрова, подчеркивает актуальность формирования конкурентоспособности у будущего учителя под которой понимает «стратегическое качество личности, позволяющее будущему педагогу быть востребованным среди других в условиях конкуренции, при этом, «выгодным отличием» такого специалиста является высокий уровень самостоятельности и гибкости мышления, педагогической рефлексии, стрессоустойчивости и потребности в успешной деятельности» [18. C. 24].

Многогранность конкурентоспособной личности представлена и в исследовании Е.В.Максимовой, которая считает, что такая личность должна обладать следующими способностями: мобильность, креативность, компетентность, дивергентность, конвергентность, открытость, гибкость и другие качества, которые определяют и развитие личности в целом [10].

По мнению В.И.Андреева, «необходимо формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях» [3. C. 165]. Но в тоже время, как справедливо отмечает тот же автор, «нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами» [2. C. 377].

Таким образом, анализируя возросший интерес у отечественных педагогов и психологов к данной проблеме можно с уверенностью утверждать, что сегодня в стране в целом завершается этап общественного неприятия самого термина «конкуренция» и «конкурентоспособность». Наступает пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособной личности в различных сферах жизнедеятельности человека. Так, уже сегодня ученые осознают, что формировании конкурентоспособной личности подрастающего поколения может повлечь за собой решение задач повышения социальной эффективности работы организаций и учреждений, частных структур, подъема экономики, сокращения расходов на решение социальных проблем и многое другое. В связи с этим в последние несколько лет у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных специалистах: экономистах, врачах, инженерах и т.д. Совершенно очевидно стало и то, что конкурентоспособного специалиста может воспитать только конкурентоспособный педагог, т.е успешность социально-экономического развития общества напрямую связана с проблемой подготовки педагогических кадров. А поскольку на первый план выходит столь значимая и актуальная проблема, то на ее зарождение незамедлительно отреагировало и государство, сформировав социальный заказ на подготовку конкурентоспособного специалиста, в том числе и будущего педагога. 

Так, интересы человека, общества и государства в подготовки современного специалиста находят свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании», в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в программных и нормативных документах опубликованных за период 2000–2011 гг.

В законе Российской Федерации «Об образовании», в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине образования в РФ подчеркивается необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов – будущих педагогов – людей, профессионально ответственных за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения [7, 14]. 

Так, в законе РФ «Об образовании» говорится, что «содержание образования должно обеспечивать <…> формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [7]. 

В законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Основными задачами высшего учебного заведения являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. В законе также отмечается, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: <…> развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [8]. Таким образом, в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подчеркивается, в целом, важная роль высшего профессионального образования в подготовки конкурентоспособного специалиста.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что образовательная система призвана обеспечить «формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда» [14]. Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для воспитания в каждом трудолюбия и высоких нравственных принципов, что является немаловажным для личностной конкурентоспособности будущего педагога. 

Подтверждение важности формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога мы находим и в модели «Российское образование – 2020», в которой говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый. Но для реализации новой модели в 2010–2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников». В модели также говорится о том, что складывается новое лицо педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов и др. [9]. 

В модели «Российское образование – 2020» отмечается и то, что «интересы национального капитала (работодателей) – получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться» [9], т.е. обладающего качествами личностной конкурентоспособности.

Таким образом, изучение состояния и развития проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога позволяет говорить о том, что понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» применительно к сфере образования только начинают входить в научную и учебную педагогическую литературу, что влечет за собой ряд проблем: не сформулировано основополагающее понятие проблемы исследования – формирование личностной конкурентоспособности будущего педагога; нет единства в понимании некоторых теоретико-методологических вопросов формирования личностной конкурентоспособности; слабо изучены процессы формирования конкурентоспособности будущего педагога; нет единства в понимании того, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать конкурентоспособный педагог. В этой связи, можно смело утверждать, что проблема формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога является недостаточно изученной и разработанной. Однако это тема другой статьи. 

Список используемой литературы:

1. Ангеловский А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография. – Челябинск: Образование, 2006. – 187 с.

2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

3. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. – Казань: СКАМ, 1992. – 207 с.

4. Безносов В.Г. Смысл жизни в русской философии, конец XIX – нач. XX в. / Отв. ред. А.Ф. Замалеев. – СПб.: Наука, 1995. – 380 с.

5. Грейсон Д.К. О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. – 319 с.

6. Дьюи Д. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 52 с.

8. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» – М.: ИНФРА-М, 2000. – 58 с.

9. Кузьминова Я., Фрумина И. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39 с.

10. Максимова Е.В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2005. – 19 с.

11. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М., 1979 – 176 с.

12. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

13. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во МОДЭК, 2003. – 400 с.

14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. – 2000. – № 21. – С. 4.

15. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 461 с.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс. Универс, 1994. – 480 с.

17. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка (онлайн версия). URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-5758.htm (дата обращения 19.07.2011).

18. Чупрова О.Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 207 с.

19. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. – М.: Магистр, 1997. – 55 с.