Педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения

КонцептЕвплова Е.В. Педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Евплова // Концепт. – 2013. – № 05 (май). – ART 13095. – 0,5 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13095.htm. – Загл. с экрана.

Аннотация. В статье перечислены и охарактеризованы педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения: подготовка будущих педагогов профессионального обучения в конкурентной образовательной среде; реализация элективного курса «Конкурентология» для будущих педагогов профессионального обучения; работа с будущими педагогами профессионального обучения посредством моделирования педагогических ситуаций.

Ключевые слова: педагогические условия, конкурентоспособность, педагог профессионального обучения.

Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения (ПО) представляет собой сложную педагогическую систему. Известно, что эффективность развития и функционирования любой педагогической системы зависит от соблюдения определенных педагогических условий. В связи с этим для результативности педагогического процесса по формированию конкурентоспособности будущих педагогов ПО необходимо выявить и обосновать специальные педагогические условия, верный выбор которых способен обеспечить устойчивые показатели отдельного педагогического результата, в нашем случае – формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО.


Сформируем положения, которые определили выбор педагогических условий формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО:

1) выбор педагогических условий осуществляется из тех педагогических средств, которые ускоряют и улучшают полученный результат, а не являются трудоемкими, замедляющими получение положительного результата и требующими дополнительных усилий со стороны преподавателя;

2) при выборе педагогических условий учитываются особенности профессионально-педагогического образования и специфика формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО;

3) для обеспечения эффективности рассматриваемого педагогического явления потребуется комплекс педагогических условий.


Исходя из вышепредставленных положений, анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы высших учебных заведений выделены следующие педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО:
1) подготовка будущих педагогов ПО в конкурентной образовательной среде;
2) реализация элективного курса «Конкурентология» для будущих педагогов ПО;
3) работа с будущими педагогами ПО посредством моделирования педагогических ситуаций.

Охарактеризуем каждое из представленных педагогических условий.

Подготовки будущих педагогов ПО в конкурентной образовательной среде.

На формирование конкурентоспособности будущих педагогов ПО большое влияние оказывает среда, в которой происходит становление и развитие личности. Данный тезис нашел свое отражение в используемом нами педагогическом условии, которое вытекает из предположения о том, что если невозможно научиться плавать без водной среды, то невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущих педагогов ПО, не погрузив их в конкурентную образовательную среду.

Термин «конкурентная среда», заимствованный нами из экономики, употребляется достаточно часто, как правило, наряду с такими понятиями, как «конкуренция», «конкурентоспособность».

Наиболее распространенная трактовка данной экономической категории рассматривает конкурентную среду как некую совокупность определенных условий хозяйствования рыночных субъектов, способствующих возникновению и оказывающих влияние на развитие конкуренции между ними. То есть конкурентная среда представляет собой условия, которые, во-первых, обеспечивают развитие конкурентной активности между хозяйствующими субъектами, а посредством этого, во-вторых, способствуют реализации их экономических интересов и приводят к тому или иному результату.

Адаптируя данный тезис относительно педагогической науки, можно сказать, что, создавая конкурентную среду в процессе учебно-воспитательной деятельности в вузе (конкурентную образовательную среду), мы обеспечим развитие конкурентной активности между субъектами образования (студентами), что будет способствовать формированию их профессиональных и развитию личностных качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту.

Важной особенностью при реализации данного педагогического условия является то, что создаваемая конкурентная образовательная среда должна быть комфортной сферой жизнедеятельности субъектов, проявления их индивидуальности. При этом победа в конкурентной борьбе, так же как и проигрыш, становится для студентов определенным событием, что учит их соперничать и состязаться в разных видах деятельности.

Если студенты работают в небольших подгруппах, то конкурентная образовательная среда позволяет им содействовать успеху своей команды и сопереживать с ней результаты, соблюдать правила сосуществования в коллективе.

К тому же конкурентное взаимодействие между студентами поощряет проявление таких важных для конкурентоспособного специалиста качеств, как соревновательность и соперничество, поддерживает сотрудничество между студентами, порождает осознание собственной значимости и сопричастности к общему делу. Главная задача педагога при этом – не позволить соревнованию дегенерировать в грубое соперничество и вовлечение к лидерству любым способом, т.к. признание блага конкуренции не исключает требования, чтобы конкурентная борьба велась с соблюдением правовых и нравственных норм.

Конкурентная образовательная среда создается преподавателем в процессе учебно-воспитательной работы со студентами и состоит из разных форм и методов взаимодействия соревновательного характера.

На наш взгляд, наиболее полно этому способствует следующее: конкурсы, балльно-рейтинговая система, дебаты, блиц-игры и др.

Кратко охарактеризуем каждые представленные формы и методы взаимодействия.

Под конкурсом, как правило, понимается соревнование, направленное на определение сильнейшего в той или иной области.

Специфические особенности этого метода обучения позволяют сформировать у будущих педагогов ПО целеустремленность, ответственность, креативность, т.к. качества необходимые для победы в конкурентной борьбе.

В последнее время в образовательной сфере все чаще используется такой метод, как дебаты. Данный метод нашел достойное место и в конкурентной образовательной среде.

Отметим, что создание конкурентной образовательной среды предполагает проведение дебатов формата «Карл Поппер», которые проводятся как соревнование между двумя командами. Одна из команд защищает выдвинутую позицию, а другая отрицает.

Применение этого метода способствует обучению студентов анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими студентами, позволяет видеть многозначность решения большинства проблем.

Важную роль в процессе создания конкурентной образовательной среды мы отводим блиц-играм, поскольку в процессе их реализации между обучающимися происходит соперничество за победу в игровом взаимодействии.

Блиц-игры – кратковременное игровое взаимодействие в процессе обучения, направленное на проверку или закрепление знаний [1]. Такие игры в большей степени, чем другие ее виды (ролевые и деловые игры), направлены на формирование конкурентной активности между студентами, что, в свою очередь, способствует формированию их конкурентоспособности.

Конкурентная образовательная среда предполагает также использование балльно-рейтинговой системы обучения в процессе формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО, поскольку такая система направлена на создание здоровой конкуренции в студенческой среде.

При этом рейтинговый контроль осуществляется в соответствии с принципами открытости, объективности и наглядности.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конкурентная образовательная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков, а также формированию основополагающих качеств конкурентоспособности будущих педагогов ПО. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявление качеств конкурентоспособности у будущих специалистов.

Таким образом, создание конкурентной образовательной среды может стать мощным катализатором при формировании конкурентоспособности будущих педагогов ПО.

Реализация элективного курса «Конкурентология» для будущих педагогов ПО.

В учреждениях высшего профессионального образования получили широкое распространение элективные курсы, направленные на формирование конкурентоспособности будущих специалистов. Подобные курсы содействуют более разностороннему освещению проблемы формирования и/или саморазвития конкурентоспособности будущего специалиста, однако они не учитывают специфики профессионально-педагогического образования и поэтому не способны решить проблему формирования конкурентоспособности у будущих педагогов ПО.

Для решения вышеизложенной проблемы мы предлагаем вводить в учебный процесс высших профессиональных учебных заведений специально разработанный курс для будущих педагогов профессионального «Конкурентология».

Конкурентология – это наука об изучении конкуренции, конкурентах и конкурентоспособности. Открытие конкурентологии как науки принадлежит российскому ученому, доктору педагогических наук, профессору, академику РАО В.И. Андрееву.

Цель конкурентологии как учебного предмета – направление процесса обучения и воспитания на развитие конкурентоспособности будущего специалиста. При этом смысл и ценность курса «Конкурентология» заключается не в предоставлении студентам набора готовых рецептов гарантированного успеха, а в формировании качеств, позволяющих быть конкурентоспособным и готовым к саморазвитию личностной конкурентоспособности.

Программа курса рассчитана на 40 часов: 22 часа лекционных занятий, 18 часов практических занятий.

Приведем тематический план разработанного нами курса (табл. 1).

Таблица 1
Тематический план курса «Конкурентология»

Наименование темы

Лекционные занятия

Практические занятия

Введение. Предмет и задачи курса «Конкурентология»

1

 

Модуль 1. Базовые понятия и концептуальные основы конкурентоспособности будущего педагога ПО

4

2

Общие представления о конкурентоспособности специалиста

1

 

Конкурентоспособный педагог XXI века

2

 

Составляющие конкурентоспособности педагога ПО

1

2

Модуль 2. Мотивация к профессионально-педагогической деятельности как необходимое условие конкурентоспособности будущего педагога ПО

7

6

Ценность и социальная значимость педагогической профессии

2

2

Имидж конкурентоспособного педагога ПО

2

2

Карьера конкурентоспособного педагога ПО

2

 

Собеседование при приеме на работу

1

2

Модуль 3. Особенности деятельности конкурентоспособного педагога ПО

6

6

Культура делового общения конкурентоспособного педагога ПО

1

 

Публичные выступления конкурентоспособного педагога ПО

1

2

Разрешение конфликтов в педагогической деятельности  конкурентоспособного педагога ПО

2

2

Творческий подход в работе конкурентоспособного педагога ПО

2

2

Модуль 4. Применение методов социально-психологического взаимодействия в работе конкурентоспособного педагога ПО

4

2

Понятие «социально-педагогическое взаимодействие»

1

 

Методы социально-психологического взаимодействия в профессиональном образовании

1

 

Особенности применения методов активного социально-психологического взаимодействия в профессиональном образовании

2

2

Итоговое занятие

 

2

Итого

22

18

 

Как видно из представленной таблицы, курс «Конкурентология» состоит из 4 модулей, каждый из которых включает в себя определенное количество тем, проводимых в форме лекционных и/или практических занятий.

При этом для эффективного формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО недостаточно проводить традиционные лекционные и практические занятия. В связи с этим в рамках настоящего курса мы предлагаем использовать лекции-шоу, лекции-презентации, активные лекции, лекции-визуализации, лекции-ситуации.

Правила проведения подобного вида лекций широко описаны в методической литературе. Впрочем, в какой бы форме ни проходило лекционное занятие, в процессе его проведения целесообразно разнообразить лекцию пословицей, цитатой, афоризмом, анекдотом и т.д.

Что касается методов обучения, то при их отборе для использования в курсе «Конкурентология» решающее значение имели положения компетентностного подхода, в соответствии с которым в учебном процессе необходимо широко использовать активные и интерактивные методы обучения: эвристические беседы, проблемное обучение, круглые столы и многое другое.

В единстве с формами и методами обучения в рамках реализации курса целесообразно применять средства обучения и воспитания. Наряду с общепринятыми средствами (наглядные пособия, раздаточные материалы, литература и др.) большое значение стоит уделять компьютерным средствам обучения – видеофильмам, информационно-коммуникационным технологиям и т.д.

Среди средств обучения отдельно необходимо сказать о портфолио. Традиционное портфолио студентов представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений обучающихся. В эту папку собираются записи, материалы по темам, диски с учебной информацией, презентациями и многое другое, что было наработано в процессе занятий и может понадобиться в будущей профессионально-педагогической деятельности. К тому же разработанные в процессе учебной деятельности портфолио, широко применяемые на рынке труда, могут положительно повлиять на трудоустройство будущего педагога ПО. Студенты создают портфолио на протяжении всей работы в рамках курса «Конкурентология».

После каждого занятия курса «Конкурентология» целесообразно проводить у студентов рефлексию профессиональных и личностных качеств, необходимых конкурентоспособному педагогу ПО, поскольку, как считает Л.М. Митина, «развитие конкурентоспособной личности – это развитие рефлексивной личности» [2, с. 115]. Именно с включением механизмов рефлексии процесс формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО становится более успешным и управляемым. При этом рефлексия учебной деятельности, принятая в педагогике, будет отличаться от рефлексии, применяемой в процессе формирования конкурентоспособности будущих специалистов. Последняя включает в себя элементы психологической рефлексии.

Работа с будущими педагогами ПО посредством моделирования педагогических ситуаций.

Работа с будущими педагогами ПО посредством моделирования педагогических ситуаций – это создание и проигрывание в студенческой среде учебных ситуаций, приближенных к профессионально-педагогической деятельности.

Моделируемые педагогические ситуации должны в достаточной мере соответствовать ситуациям, происходящим в профессиональной сфере, чтобы будущий специалист имел возможность максимально полного погружения в профессиональную деятельность, скорейшей адаптации к ее условиям и специфике.

Моделирование педагогических ситуаций наиболее эффективно можно осуществить, используя следующие методы обучения: тренинговая деятельность, ролевые и деловые игры, кейс-метод, баскет-метод и др.

Теоретически обоснуем выделенные методы обучения и определим их значение в процессе моделирования педагогических ситуаций.

Тренинговая деятельность – специально организованная деятельность в процессе обучения, предполагающая получение навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий и т.д.

Данный метод обучения позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки профессиональной деятельности и адекватного поведения при выполнении профессиональных задач.

Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех студентов в процесс профессиональной подготовки. Средствами тренинга может быть осуществлена подготовка к профессиональному общению или взаимодействию [3].

Важную роль в процессе моделирования педагогических ситуаций мы отводим дидактическим играм (деловые и ролевые игры).

Построенная на условностях, игра вместе с тем достаточно точно и продуктивно отражает структуру реальной деятельности, а это значит, что приобретенные в игре знания, приемы и навыки будут применяться игроками в реальной повседневной жизни.

Наиболее популярной дидактической игрой при работе со студентами высших профессиональных учебных заведений является такой ее вид, как ролевая игра, которую целесообразно применять и в процессе формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО, т.к. она направлена на развитие целеустремленности, ответственности, самостоятельности, коммуникабельности и других личностных качеств.

Деловые игры, в свою очередь, направлены преимущественно на формирование профессиональных качеств – мотивации и интереса к выбранной профессии, актуализируют творческий потенциал будущих специалистов, обеспечивают самоорганизацию деятельности и т.д.

Кейс-метод – метод обучения путем решения конкретных ситуаций. Сущность данного метода состоит в проведении коллективного анализа описанной ситуации, определении способа ее решения и публичной защите выбранного решения. Данный метод предполагает неоднозначность решений рассматриваемой проблемы, что создает ситуации аргументированного оспаривания предложенных решений и выбора наиболее оптимального.

Поэтому результатом его реализации являются не только знания, но и умения профессиональной деятельности, а также сформированные личностные качества [Там же].

Рассматриваемые студентами ситуации, используемые в рамках данного метода, как правило, заимствованы из реальной профессиональной деятельности и подкрепляются специально подобранной информацией – наглядными материалами, статистическими данными, отчетами и др.

Таким образом, изучая и анализируя реальные ситуации, связанные с деятельностью будущего специалиста, студенты обогащают свои знания, умения, формируют профессиональное мировоззрение и навыки решения профессиональных задач, что продуктивно сказывается на становлении их профессиональной компетентности.

Баскет-метод представляет собой метод обучения, основанный на имитации наиболее типичных ситуаций работы специалистов, при участии в которых студенту приходится оперативно выполнять еще и не запланированные действия. Содержание данного метода сводится к следующему: студенту описывают ситуацию или роль, которую он должен сыграть; предоставляют материалы, на которые он должен опираться в процессе упражнения; студент выполняет предлагаемые действия; проводится финальная беседа [Там же].

Данный метод, в отличие от вышепредставленных, требует разработки подробного сценария, распределения и разыгрывания ролей.

Таким образом, работа с будущими педагогами профессионального обучения посредством моделирования педагогических ситуаций позволит повысить качество профессиональной подготовки через отработку способов поведения в типичных для будущей трудовой деятельности ситуациях.

Итак, нами представлены педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО. Новизна выделенных условий заключается в их использовании для предмета исследования и их содержательном наполнении.

Список используемой литературы
1. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 84–87.
2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Воронеж, 2002. – 115 с.
3. Яковлева Е.В. Интегративные методы обучения в современном вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 3. – С. 56–62.