Актуальность проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога на государственном уровне

Общество: социология, психология, педагогикаЕвплова Е.В. Актуальность проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога на государственном уровне [Текст] / Е.В. Евплова // Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2012. – С. 89–93.

Аннотация. В статье представлен анализ содержания нормативно-правовых документов Российской Федерации отражающих проблему формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения и ряда смежных проблем.

Ключевые слова: конкурентоспособность, студент, будущий специалист, педагог, будущий педагог профессионального обучения.

С середины 90-х гг. прошлого века проблема формирования конкурентоспособности личности/специалиста вызвала интерес у отечественных педагогов и психологов в связи с переходом России к рыночной экономике. Данный тезис наглядно подтверждается тем, что в настоящее время вместо слова «профессионализм» все чаще работодатели используют термин «конкурентоспособность» [1].


В то же время, анализируя работу А.Г. Шмелева «Продуктивная конкуренция» [9], мы обратили внимание на тот факт, что термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» долгое время не вызывали у российских граждан позитивных ассоциаций. Причина этого, по мнению А.А. Ангеловского [1, с. 17], лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась в период советского строя.


В советский период развития высшего профессионального образования студентов не рассматривали на предмет их конкурентоспособности, поскольку отсутствовали социально-производственные предпосылки для реализации данного качества. Каждый выпускник вуза был уверен в завтрашнем дне, в том, что он будет востребован на рынке труда и обеспечен работой по выбранной специальности. К тому же долгие годы в нашей стране образование ориентировалось не на раскрытие способностей, формирования личностных и профессиональных качеств, а на усвоение отработанных алгоритмов решения разного рода задач.


На сегодняшний день, в связи с переходом всей страны на рыночные рельсы, успех на рынке труда стал рождаться в конкурентной борьбе между потенциальными специалистами в той или иной сфере человеческих отношений. В результате этого проблема формирования конкурентоспособности встала в ряд приоритетных педагогических проблем, требующих срочного решения.


А поскольку на первый план вышла столь значимая и актуальная проблема, то на ее зарождение незамедлительно отреагировало государство, сформировав социальный заказ на подготовку конкурентоспособного специалиста, в том числе будущего педагога профессионального образования.


Так, интересы человека, общества и государства в подготовке современного специалиста находят свое отражение в Конституции Российской Федерации [5], Законе Российской Федерации «Об образовании» [3], Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2], Национальной доктрине образования в Российской Федерации [6], а также в программных и нормативных документах, опубликованных за период 2000–2011 гг. Содержание некоторых из интересующих нас статей представлен в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Анализ содержания нормативно-правовых документов
Российской Федерации по проблеме исследования

Наименование

документа

Содержание раздела

1

Конституция Российской Федерации

 

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7);

Каждый имеет право на образование (п. 1 ст. 43)

2

Закон Российской Федерации «Об образовании» (действующая редакция)

 

Государственная политика в области образования основывается на следующем принципе: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (п. 1 ст. 2);

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства (п. 1 ст. 14);

Содержание образования должно обеспечивать … формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 ст. 14)

3

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (действующая редакция)

 

Основными задачами высшего учебного заведения являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; … формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (п. 2 ст. 8);

Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: … развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности (п. 5 ст. 20)

4

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

 

 

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для воспитания в каждом трудолюбия и высоких нравственных принципов…

Система образования призвана обеспечить: формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда



Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для воспитания в каждом трудолюбия и высоких нравственных принципов…

Система образования призвана обеспечить: формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

Так, в основных нормативных документах Российской Федерации подчеркивается важная роль высшего профессионального образования в подготовке современного специалиста, в том числе педагога, отвечающего определенным требованиям. Однако в рассмотренных нами документах не акцентировано внимание на формировании конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения. Подтверждение важности формирования конкурентоспособности будущего педагога мы находим в модели «Российское образование – 2020», где говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый. Но для реализации новой модели в 2010–2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников». В модели «Российское образование – 2020» отмечается и то, что «интересы национального капитала (работодателей) – получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться» [7].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации сказано, что «развитие человеческого потенциала России достигается при помощи создания эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства». В Концепции сказано также и то, что «развитие человеческого потенциала включает системные преобразования направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики» [5]. Разработанная на основе положений вышепредставленной

Концепции Стратегия инновационного развития Российской Федерации «Инновационная Россия – 2020» также уделяет особое внимание вопросам формирования конкурентоспособности будущего специалиста, рассматривая конкурентоспособность преподавателей. В документе говорится о том, что «одна из важнейших задач в образовательной сфере – формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев» [8].

Таким образом, во всех основных современных государственных документах в области образования прямо или косвенно уделено внимание значимости и необходимости формирования личностной конкурентоспособности будущего специалиста, в том числе педагога профессионального обучения, конкретизируя тем самым социальный заказ современному высшему профессионально-педагогическому образованию.

Осуществив анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», мы пришли к выводу, что понятие «личностная конкурентоспособность», как и в проанализированных ранее государственных документах, в чистом виде не нашло своего отражения, однако в Стандарте прослеживается основная цель подготовки педагога профессионального обучения, суть которой заключается в подготовке к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-профессиональной, научно-профессиональной, образовательно-проектировочной, организационно-технологической, обучение по рабочей профессии.

Таким образом, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно серьезные требования к подготовке будущего педагога профессионального обучения. На наш взгляд, соответствовать высокому уровню данных качеств может только педагог профессионального обучения, обладающий высоким уровнем личностной конкурентоспособности.

В одном из документов Челябинского государственного педагогического университета по менеджменту качества «Миссия и политика ЧГПУ в области качества» также сделан акцент на формировании конкурентоспособности будущего педагога. Так, стратегической целью вуза является «создание полифункциональной системы качества по ведущим направлениям деятельности, обеспечивающей подготовку квалифицированных и конкурентоспособных специалистов соответствующего уровня и профиля к предстоящей деятельности на современном рынке труда, компетентных, ответственных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, способных создавать единое образовательное пространство региона, профессионально позиционировать и квалифицированно работать в нем на уровне мировых стандартов».

Таким образом, государство заинтересовано в формировании конкурентоспособной личности, поскольку это связано с решением задач повышения социальной эффективности работы организаций и учреждений, частных структур, подъема экономики, сокращения расходов на решение социальных проблем и многого другого. Данный вывод подчеркивает актуальность проблемы формирования конкурентоспособности специалиста – будущего педагога профессионального обучения на социально-педагогическом уровни.

Список используемой литературы


1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст]: монография / А.А. Ангеловский. – Челябинск: Образование, 2006. – 187 с.
2. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3993/. – Загл. с экрана.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 52 с.
4. Конституция Российской Федерации [Текст]: Принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1997. – 61 с.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Официальные документы в образовании. – 2000. – № 21. – С. 4.
7. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст] / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина: Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39 с.
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020».
9. Шмелев, А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции [Текст] / А.Г. Шмелев. – М.: Магистр, 1997. – 55 с.

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"

 

Все статьи данного автора

 


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ