Этапы формирования личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды

Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"

Ни для кого не секрет, что в настоящее время, в связи с переходом России к рыночной экономике вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня требуется нечто такое, что может обеспечить конкурентоспособность будущего специалиста (целеустремленность, работоспособность, уверенность в собственных силах и т.д.). А для того, чтобы поддержать намеченную в обществе положительную тенденцию, необходимо внести определенные изменения и в сферу образования подрастающего поколения. А поскольку термин «конкурентоспособность» наиболее часто применяется по отношению к специалисту, то и в вопросах формирования конкурентоспособности особое внимание стоит уделять именно профессиональному образованию.

Однако возникает вполне логичный вопрос: как организовать процесс обучения в профессиональном учебном заведении, чтобы он был максимально направлен на формирование у обучающихся качеств личностной конкурентоспособности?

На наш взгляд, формирование каких либо личностных качеств происходит в связи с погружением индивида в ту или иную среду, следовательно, формирование качеств личностной конкурентоспособности возможно через организацию специально разработанной для этого среды – конкурентной учебной среды.

При этом, как нам удалось выяснить, термин «конкурентная учебная среда» не нашел своего отражения в отечественной и зарубежной научной литературе, в связи с чем теоретический и практический материал по формированию личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды также разработан не был. Однако сам термин «конкурентная среда», заимствован нами из экономики, где данное понятие употребляется достаточно часто, как правило, наряду с такими понятиями, как «конкуренция», «конкурентоспособность». Очевидно, что эти понятия неразрывно связаны между собой. Так, с точки зрения современных экономистов, развитие конкуренции на основе создания благоприятной конкурентной среды отражает состояние конкурентоспособности. Однако если экономистами-теоретиками достаточно глубоко изучены и систематизированы такие понятия, как «конкуренция», «конкурентоспособность», определены их сущность и содержание, то конкурентная среда упоминается в экономической литературе зачастую как нечто само собой разумеющееся.

Наиболее распространенная трактовка данной экономической категории рассматривает конкурентную среду как некую совокупность определенных условий хозяйствования рыночных субъектов, способствующих возникновению и оказывающих влияние на развитие конкуренции между ними. То есть конкурентная среда представляет собой условия, которые, во-первых, обеспечивают развитие конкурентной активности между хозяйствующими субъектами, а посредством этого, во-вторых, способствуют реализации их экономических интересов и приводит к тому или иному результату.

Адаптируя данный тезис относительно педагогической науки можно сказать, что, создавая конкурентную среду в процессе учебной деятельности (конкурентную учебную среду), мы обеспечим развитие конкурентной активности между субъектами образования (обучающимися), что будет способствовать реализации их личностных качеств и формированию основополагающих качеств их личностной конкурентоспособности.

Стоит отметить, что конкурентная учебная среда, направленная на формирование вышеизложенных качеств, создается преподавателем на занятиях и состоит из различных форм и видов учебного взаимодействия.

При этом «правильная организация» учебной среды предполагает следующую последовательность действий: для изменения характеристик субъекта Б (обучающийся) необходимо субъекту А (преподаватель) спроектировать специальную среду субъекта Б. Далее представить план средообразовательных действий (этапы) и, наконец, воплотить его. Все остальное, по мнению Ю.С. Мануйлова, произойдет само по себе, в силу естественно существующих связей и зависимостей [2, с. 6–7].

Для воплощения этой, казалось бы, простой формулы в рамках предмета нашего исследования мы разработали план средообразовательных действий, выделив в нем четыре этапа формирования личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды: подготовка, осознание, переоценка, действие.

I этап – подготовка
Для того чтобы произошло активное включение обучающихся в условия взаимодействия в конкурентной учебной среде, необходимо заинтересовать их нужной информацией о продуктивной работе в условиях конкурентной борьбы, а также увлечь новыми для них формами работы.


На данном этапе у обучающихся появляется первоначальный интерес к взаимодействию в конкурентной учебной среде.

II этап – осознание
На этом этапе обучающиеся начинают ощущать реальную конкуренцию в условиях конкурентной борьбы, что способствует формированию основополагающих качеств их личностной конкурентоспособности. Благодаря этому этапу обучающиеся начинают осознавать и оценивать преимущества работы в конкурентной учебной среде.

III этап – переоценка
На данном этапе обучающиеся переоценивают собственные личностные возможности, осознают и оценивают альтернативы нежелательному поведению в конкурентной борьбе. Одновременно с этим продолжают формироваться основополагающие качества их личностной конкурентоспособности.

IV этап – действие
На этот этап переходят те обучающиеся, кто успешно преодолел этап переоценки. Наиболее эффективен переход на этап «действие» в том случаи, когда у обучающихся появляется возможность апробировать и закрепить освоенные на занятиях новые способы поведения, применяемые им в конкурентной учебной среде для достижения поставленной цели. Благодаря своеобразному повторению действий осуществляется закрепление основных качеств личностной конкурентоспособности будущего специалиста.

Таким образом, формирование личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды происходит постепенно, в процессе прохождения всех вышеизложенных этапов.

При этом конкурентную учебную среду можно рассматривать в узком значении, понимая ее лишь как среду, в которой взаимодействуют субъекты учебного процесса, одновременно осуществляя соперничество друг с другом. В этом смысле лишь констатируется специфика конкурентной учебной среды, но не отражается ее предназначение.

На наш взгляд, функция конкурентной учебной среды намного шире. Она заключается в эффективном взаимодействии между субъектами образовательного процесса, что в максимальной степени способствует формированию качеств их личностной конкурентоспособности.

К тому же, создавая конкурентную учебную среду, педагогам необходимо осознать, что делает данную среду не просто учебной, а именно конкурентной учебной средой, которая позитивно и активно влияет на процесс развития основополагающих качеств личностной конкурентоспособности.

На наш взгляд, наиболее полно этому способствуют следующие педагогические условия: балльно-рейтинговая система, игровая и проектная деятельность. Реализация на практике вышеперечисленных условий позволяет обучающимся, во-первых, постичь нормы, образцы поведения в процессе соперничества, т.е. правила поведения в процессе конкурентной борьбы, во-вторых, сформировать основополагающие качества личностной конкурентоспособности.

Так, игровая деятельность и работа над проектом позволяет формировать такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за принятое решение, умение анализировать результаты своей деятельности, способность к достижению успеха, самостоятельность и другие личностные качества, необходимые любому специалисту в условиях соревнования, соперничества, борьбы за достижение лучшего результата. В свою очередь балльно-рейтинговая система направлена на создание здоровой конкуренции в учебной среде. Важным условием при реализации вышеперечисленных педагогических условий является то, что создаваемая среда должна являться комфортной сферой жизнедеятельности субъектов, проявления их индивидуальности.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию между обучающимися и тем самым активизирует их личностные качества, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и способностей, а также формированию основополагающих качеств личностной конкурентоспособности.

Список используемой литературы

1. Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 192 с.
2. Возможности средового подхода в педагогике как науке и педагогической практике в условиях перехода на 12-летнее образование [Текст]: материалы IV международной науч.-практ. конф. 17–18 ноября 2005 г. / ред. кол.: Г.Г. Шек, Ю.С. Мануйлов, Б.М. Утегенова и др. – Костанай: Костанайский печатный двор, 2005.–183 с.

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"