Формирование профессионального интереса у будущих педагогов в процессе изучения курса «Мастер-класс в профессиональном образовании» (из опыта работы)

Евплова Е.В. Формирование профессионального интереса у будущих педагогов в процессе изучения курса «Мастер-класс в профессиональном образовании» (из опыта работы) [Текст] / Е.В. Евплова  / Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. изд.: в 6 т. / под общ. ред. А.Ф. Аменда. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – Т. 3: Подготовка и повышение квалификации педагогов. – С. 311–327.

Счастье заключается в том, чтобы «хочу», «могу» и «должен» имели одно и то же содержание.
М.Е. Литвак

Как утверждает статистика, педагогическое образование – одно из самых распространенных на сегодняшний день.

Около 20% россиян имеют диплом педагога, однако лишь четверть из них приходит работать в учебные заведения. Столь плачевная ситуация в области профессионально-педагогической деятельности вполне объяснима: невысокая заработная плата, неявный карьерный рост, боязнь большой моральной и физической нагрузки и многое другое.

Однако все перечисленные проблемы можно преодолеть даже начинающему педагогу при сформированном у него на высоком уровне профессиональном интересе.

Профессиональный интерес (от лат. profiteor – объявляю своим делом и interest – важно) – элемент мотивационно-потребностной сферы [6]. Он обращен к различным видам профессиональной деятельности и побуждает к овладению ими, поэтому занимает значительное место в профессиональном становлении будущего специалиста, в том числе и педагога.


Изучение профессиональных интересов сопровождается двумя методологическими трудностями: во-первых, нередко люди обладают недостаточной информацией о существующих профессиях, во-вторых, имеются социальные стереотипы, заранее ограничивающие человека в выражении своих предпочтений (например, юноша, любящий работать с маленькими детьми, скорее всего, не пойдет учиться в педагогический вуз) [4].

К сожалению, педагогические образовательные учреждения не уделяют сегодня решению данной проблемы должного внимания. Тогда как именно сформированность профессионального интереса у будущих педагогов способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в профессиональную деятельность. Кроме того, заинтересованность в своем будущем труде – это важное условие для развития профессиональных способностей, формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога.


Если человек полюбил выбранную профессию, то, скорее всего, он будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области. С другой стороны, трудно представить, какие знания может дать и что сформировать у своих обучающихся выпускник вуза, пришедший в образовательное учреждение без любви к своей профессии.


По мнению Е.Б. Тесля [7, с. 58], в ходе обучения студентов можно выделить несколько этапов становления и закрепления их профессионального интереса:
1) первичное знакомство с выбранной специальностью (1 курс);
2) осознание социальной роли педагога и его предназначение в обществе (1–5 курс);
3) приобретение теоретических знаний и практических умений, способствующих развитию профессиональной направленности будущего педагога (1–5 курс);
4) апробация и корректировка студентами приобретенных теоретических знаний, дидактических умений и навыков, их применения в ходе прохождения педагогической практики (4–5 курс);
5) выполнение и защита выпускной и квалификационной работ как показатель научно-теоретического уровня подготовки, теоретических знаний и практических умений (5 курс).

Перечисленные этапы, безусловно, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми в процессе формирования профессионального интереса у будущих педагогов. Сохранение их преемственности увеличивает желаемый эффект. Однако именно после прохождения педагогической практики (4 курс) у студентов по-настоящему начинает формироваться интерес к педагогической деятельности. И здесь задача педагога и в целом образовательного учреждения – сохранить зародившийся интерес и максимально его приумножить.

Целесообразнее всего это делать на педагогических дисциплинах (педагогические технологии, методика обучения и др.) или в рамках специально разработанных для этого курсов. Одним из таких курсов является курс «Мастер-класс в профессиональном образовании», в рамках которого будущих педагогов учат быть мастерами своего дела и формируют у них основополагающие личностные, профессиональные качества и компетенции, в том числе и интерес к будущей профессионально-педагогической деятельности.


Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Он является семинаром, который проводит эксперт в определенной области знаний для тех, кто хочет улучшить свои, в первую очередь, практические достижения в какой-либо области. Именно по этой причине данный курс следует проводить после прохождения педагогической практики, т.к. студенты уже почувствовали себя в роли педагогов и, столкнувшись с определенными трудностями, смогли понять и оценить свои практические достижения в данной области. В связи с этим особое внимание следует уделять практикоориентированности данного курса, для чего необходимо использовать в учебном процессе деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи (кейсы), проводить дебаты, «круглые столы» и мозговые штурмы по педагогической тематике, а также систематически осуществлять рефлексию индивидуальных результатов студентов и вносить необходимые коррективы в содержание образовательного процесса, направленного на формирование профессионального интереса у будущих педагогов. В настоящей статье нами предложены такие активные методы обучения, которые способствуют эффективному погружению студентов в педагогическую деятельность.

Решающее значение в формировании профессионального интереса у будущих педагогов имеет выбор тем. Желательно, чтобы они были максимально интересными и отражали межпредметные связи с несколькими дисциплинами.

Представленные нами темы и методы обучения были апробированы и показали положительные результаты в ходе проведения курса «Мастер-класс в профессиональном образовании».

Как показал опыт, формирование профессионального интереса у будущих педагогов стоит начинать с темы, посвященной ценности педагогической профессии и ее социальной значимости. Внимание студентов при этом акцентируется на понимании роли педагога в образовательном учреждении, обществе, государстве и т.д. Данное занятия можно начать с афоризма: «Во все века учитель – кузнец будущего страны» (А.В. Иванов). При этом не стоит объяснять студентам суть высказывания, пусть они самостоятельно рассуждают над данным высказыванием, предлагая свои точки зрения.

Для формирования профессионального интереса у будущих педагогов целесообразно показать им фрагменты из отечественных и зарубежных кинофильмов, демонстрирующих ценность педагогической профессии («Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Республика Шкид», «Уроки французского», «Общество мертвых поэтов», «Опасные умы», «Учитель года» и др.), а также фрагменты из документальных кинофильмов, демонстрирующих личностные и профессиональные качества великих педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский и др.). Студентам очень интересно слушать комментарии преподавателя относительно фильмов, фрагменты которых были просмотрены. Например, можно рассказать, что после триумфа кинокартины «Доживем до понедельника» начался настоящий переворот в сознании молодежи – толпы девушек, влюбившись в тихоновского историка, бросились штурмовать педвузы. А после выхода на телеэкраны «Большой перемены» посещаемость вечерних школ значительно возросла – молодые рабочие захотели найти «своего» Нестора Северова [3]. В процессе обсуждения кинофильмов студенты замечают, как, например, изменился образ Нестора Петровича. Из неопытного и беззащитного выпускника педагогического вуза он превращается в прекрасного оратора и педагога (студенты вспоминают сцену в музее!). Будущие педагоги замечают также, что куда тяжелее, чем Нестору Петровичу с его работягами, пришлось педагогу из кинофильма «Опасные умы». Однако она все равно победила, т.к. признала эти «опасные умы» умами незаурядными.


Просматривая фрагменты кинофильмов в порядке их возникновения, студенты с удивлением отмечают, как с течением времени менялся в кино образ педагога, какие личностные и профессиональные качества педагога были и остаются наиболее значимыми.


Чтобы сформировать у будущих педагогов умения использовать возможности художественных фильмов и художественной литературы педагогической направленности в целях профессионального саморазвития, можно предложить им написать педагогическую аннотацию к любимому произведению. При этом она должна максимально раскрывать возможности выбранного произведения (фильма или книги) как средства профессионального самовоспитания педагога.


Интересно также студентам узнать, что свой успешный карьерный путь многие известные люди начинали с педагогической деятельности. Среди них: Д.А. Медведев, Б. Обама, Г.А. Зюганов, А.А. Собчак, Л.Б. Нарусова, Г. Греф, принцесса Диана, В. Соловьев, П. Астахов, Дж.К. Роулинг, Д. Духовный и др. Начать такое занятие можно с эвристической беседы, попросив студентов ответить на вопрос «Что общего между Д.А. Медведевым и Г.А. Зюгановым, А.А. Собчаком и Л.Б. Нарусовой, принцессой Дианой и Дж.К. Роулинг?». При этом особо интересно студентам слушать о том, как проходила педагогическая деятельность каждого из них, как они сами относились и относятся к данному виду деятельности и как к ним относились их студенты. В этой связи можно подобрать интересную информацию из воспоминаний студентов, например, Д.А. Медведева как педагога.


В заключение занятия, посвященного ценности педагогической профессии, приводятся слова Дмитрия Анатольевича Медведева о том, что он намерен вернуться к преподаванию, когда уйдет с высшего государственного поста, поскольку это хорошая возможность поддерживать себя в нормальной интеллектуальной форме [2].


Занятия, посвященные ценности педагогической профессии, необходимы прежде всего потому, что они наглядно показывают, насколько педагогическая деятельность значима в процессе воспитания подрастающего поколения и развития государства в целом, а осознание значимости выбранной профессии, в свою очередь, пробуждает у студентов профессиональный интерес и потребность в собственном самосовершенствовании.


Одно из следующих занятий посвящается вопросу конкурентоспособности педагога. В рамках данной темы студентам необходимо объяснить значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Используя метод эвристической беседы, целесообразно поднять вопрос о том, в чем, на их взгляд, различие между конкурентоспособным специалистом и конкурентоспособной личностью, почему конкурентоспособный специалист в одной области не всегда оказывается конкурентоспособным в другой ситуации. На данном этапе очень важно объяснить студентам, что конкурентоспособный специалист – это не просто специалист, который выдержал конкуренцию, а тот который стремится к благотворному, высокоэффективному труду и только за счет этого выдерживает конкуренцию и добивается поставленной цели.


На данном занятии целесообразно организовать «круглый стол» «Конкурентоспособный педагог – миф или реальность?» и поставить перед студентами следующие вопросы:
1. Кого из окружающих педагогов они считают конкурентоспособными и почему?
2. Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать конкурентоспособный педагог?
3. Как сформировать личностную конкурентоспособность у будущего педагога?
Практический опыт показывает, что большинство студентов считают конкурентоспособного педагога реальным, приводя вполне обоснованные доводы на сей счет.


В качестве домашнего задания студентам необходимо разработать обложку журнала «Профессионал». Для эффективного осуществления данного задания студенты представляют, что прошло 25 лет. Каждый из них – конкурентоспособный специалист, достигший определенных успехов в педагогической деятельности. Однажды ему позвонили и предложили поместить фотографию на обложку очередного номера и опубликовать статью о себе самом. В связи с этим будущему специалисту необходимо разработать макет обложки и материалы к ней.


Кроме индивидуальной работы студентам дается и групповое домашнее задание, выполнение которого будет способствовать формированию профессионально-педагогического интереса. В рамках темы «Конкурентоспособный педагог – миф или реальность?» студенты выполняют конкурсное задание по созданию фильма на 5–10 мин. о конкурентоспособном педагоге, отражающий его личностные и профессиональные качества; о лучших учебных и внеучебных мероприятиях, проведенных конкретными педагогами; о решении сложных педагогических ситуаций и т.п. На выполнение данного домашнего задания дается несколько недель, после чего в рамках учебных занятий отводится время для просмотра и обсуждения фильмов. При его выполнении не только проявляется творческий потенциал, но и формируется интерес к будущей профессионально-педагогической деятельности.


Отдельная тема посвящается культуре делового общения педагога. Данное занятие целесообразно начать с просмотра видеофрагментов, демонстрирующих ситуации делового общения педагога, после чего стоит организовать коллективное обсуждение просмотренных видеороликов. Полезно будет обсудить следующие вопросы:
1. Общие правила делового общения педагога.
2. Этика телефонного разговора педагога с коллегами, родителями, обучающимися и т.д.
3. Правила деловой переписки педагога.

В рамках предложенной темы можно воспользоваться методом разыгрывания ситуаций.

Практический опыт показал, что очень интересно и активно проходит разыгрывание следующих ситуации [1, с. 212]:
1) директор образовательного учреждения ведет телефонный разговор с Министром образования и науки РФ;
2) директор образовательного учреждения ведет телефонный разговор с директором другого образовательного учреждения (конкурента);
3) преподаватель ведет телефонный разговор с родителем нерадивого ученика;
4) директор образовательного учреждения ведет телефонный разговор с преподавателем, который заболел и не может выйти на работу.

Придуманных ситуаций может быть сколь угодно. Причем они не должны быть конкретными, поскольку необходимо предоставить студентам самостоятельно выбирать предмет разговора, его направленность и т.д.

После каждого диалога стоит обсудить, насколько продемонстрированный телефонный разговор соответствовал правилам телефонных переговоров, изученных студентами в ходе теоретической части занятия.

Поднимая вопрос деловой переписки педагога, необходимо обсудить со студентами, как с учетом правил деловой переписки:
1) пригласить учащихся для участия в конференции;
2) пригласить обучающихся для участия в олимпиаде;
3) пригласить учащихся к прохождению дополнительных курсов;
4) «намекнуть» обучающимся о скорейшей сдачи проектов, работ, заданий и др.;
5) выразить родителям учащихся благодарность за воспитание ребенка;
6) пригласить родителей на собрание.

В качестве домашнего задания целесообразно предложить студентам при помощи электронной почты отправить друг другу деловое письмо, используя стиль, характерный для деловой переписки. Письмо может быть написано на любую тему, связанную со специальностью студентов, либо содержать приглашение на занятие «Мастер-класс в профессиональном образовании». Полученное письмо стоит проанализировать с учетом изученных правил деловой переписки.

Отдельной темой рассматривается вопрос публичных выступлений педагога. После представления теоретического материала студентам демонстрируются видеофрагменты Всероссийского конкурса «Учитель года» и предлагается проанализировать их с точки зрения содержания, стиля выступления, приемов ораторского мастерства и т.д.

Для закрепления полученных знаний на практике целесообразно провести ролевую игру «Моя первая лекция».

Суть игры в следующем: студенты проводят мини-лекцию (5–7 мин.) на любую интересующую их тему. Направленность занятия может быть как предметной (по специальности студента), так и метапредметной. Такая своеобразная возможность выступить в роли педагога направлена на отработку различных профессиональных навыков. В результате систематического проведения подобного игрового взаимодействия студенты накапливают педагогический опыт, что создает условия для более успешной и быстрой адаптации к выбранной профессии. Для того чтобы игровое взаимодействие между студентами было более активным, можно объявить о проведении конкурса на лучшую мини-лекцию.

При этом необходимо выбрать жюри, которое оценило бы такую лекцию по следующим критериям:
1) соответствие содержания занятия заявленной теме;
2) воспитательный характер мини-лекции;
3) практическая направленность занятия (предоставление слушателям мини-лекции возможности приобрести определенный практический опыт);
4) творческий подход к проведению лекции.

После занятия конкурсантам также предоставляется возможность проанализировать свою работу по выделенным критериям.

Выполняя роль педагога, студенты обнаруживают, как правило, недостаточный объем знаний, умений и навыков, что формирует мотивы профессионального самосовершенствования. Подобное погружение в педагогическую деятельность (несмотря на ее игровой характер) воздействует на потребностно-мотивационную сферу студентов и влияет на формирование их профессионального интереса.

В конце занятия, посвященного публичным выступлениям педагога, проводится тренинг-игра, в которой любой студент может почувствовать себя, например, директором образовательного учреждения, дающего интервью для телевидения об особенностях обучения в его учреждении. Данный тренинг пройдет более интересно, если записать интервью на видео, после чего показать группе с целью последующего анализа.

Поскольку любое общение педагога (с коллегами, родителями, обучающимися и т.д.) не исключает возможности возникновения конфликтов, то следующую тему нужно посвятить разрешению конфликтов в педагогической деятельности. При этом студентам стоит объяснить, что конфликтные ситуации могут возникнуть не только в педагогической деятельности, они присуще любым людям, вне зависимости от их специальности, профессии, национальности и т.д.

После небольшого введения в содержание данной темы студентам предлагается разыграть различные смоделированные конфликтные ситуации. Например, педагог читает рассказ про кошку, а обучающиеся начинают мяукать; учащиеся, несмотря на запреты, курят в туалете – входит преподаватель; обучающийся на занятии нагрубил педагогу и др. После разыгрывания предложенных ситуаций проводится анализ действий в них каждого участника.

Вопросы для анализа могут быть следующими:
В чем заключалась острота конфликта?
Что чувствовали студенты, исполнявшие роль обучающихся, по отношению к «педагогу» и другим участникам разыгрываемой ситуации?
Что чувствовал «педагог»?
Довольны ли своим поведением участники разыгранных ситуаций?
Были ли ошибки в поведении кого-либо из участников, оказавших влияние на исход конфликта?
Какое поведение «педагога» в данной ситуации было бы более адекватным?

После проведения и обсуждения данного задания студентам даются рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтов.

Для закрепления полученных знаний на практике целесообразно провести ролевую игру «Гостиница» [5, с. 166].

Суть игры в следующем: педагоги оказались в командировке в другом городе, где самолет сделал незапланированную посадку из-за непогоды. Рейс перенесен на сутки. Люди отправились в ближайшую от вокзала гостиницу, испытывая лишь одно желание, – как можно быстрее устроиться. Среди студентов необходимо выбрать следующих действующих лиц: администратор(ы) гостиницы и педагоги.

Администратору гостиницы выдается следующая инструкция: у вас только одно свободное место, вам нужно поговорить с каждым приезжим, а потом решить, кому вы отдадите номер. Свое решение нужно записать на листочке и отдать ведущему.

У педагогов тоже есть инструкция, в которой сказано, что необходимо получить номер, но чтобы это сделать, надо поговорить с администратором гостиницы. Используйте при разговоре все конструктивные приемы, которыми вы владеете (техники установления контакта, активного слушания, аргументации). Чтобы игра велась с учетом правовых и нравственных норм, всем игрокам объявляется, что «грязные технологии» запрещены.

Студентам также интересна тема, посвященная вопросам имиджа современного педагога, поскольку данное направление является сегодня весьма актуальным. В ходе такого занятия целесообразно показать им специально разработанные для этого презентации «Составляющие имиджа современного педагога» и «Создание имиджа».

Они должны быть максимально наглядными, с большим количеством качественных фотографий по теме занятия.

После просмотра презентаций можно посмотреть фрагменты из отечественных и зарубежных кинофильмов, демонстрирующие различные варианты имиджа педагога, а затем стоит организовать коллективное обсуждение просмотренных видеороликов. Чтобы беседа вызвала интерес у студентов, педагог может подготовить ряд вопросов для обсуждения.

Напоминая студентам, что имидж не только внешняя составляющая образа, но и внутреннее содержание человека, можно предложить решить различные ситуационно-проблемные задачи. Например, предложить вытянуть одну из ситуаций, распечатанных на цветных листах бумаги, и прокомментировать поведение в том или ином случае.

Приведем несколько примеров подобных проблемных ситуаций:
1. Зайдя в аудиторию, вы заметили, что на одном из ваших обучающихся такой же костюм, как на вас.
2. Когда вы демонстрировали презентацию, обучающиеся обнаружили на одном из слайдов грубую опечатку.
3. Придя на работу, вы обнаружили, что у вас оторвалась пуговица на пиджаке.
4. Перед началом занятия вы случайно сели на жвачку и др.

Для завершения данной темы проводится групповая работа по разработке идеального имиджа современного педагога.

Для формирования профессионального интереса у будущих педагогов будет также полезно провести занятие, посвященное построению карьеры педагога, где стоит раскрыть такие вопросы, как сущность карьеры, ее виды и планирование, этапы карьерного роста педагога и т.п. Для большей наглядности стоит подготовить презентацию, содержащую информацию о карьерном росте известных работников образовательной сферы (Министр образования и науки РФ, министр образования и науки области, ректор вуза и др.). После чего представить теоретический материал о видах карьерного роста (стабильная, линейная, кратковременная карьера и др.) и предложить студентам соотнести изученные виды с конкретными примерами карьерного роста известных работников образовательной сферы. После завершения теоретической части занятия целесообразно провести дискуссию на тему «Гендерные особенности построения карьеры в образовании». Если в группе примерно равное количество юношей и девушек, то для усиления эффекта желательно развести их по разным командам.

Весьма интересно в рамках данной темы проходит игра «Через 25 лет я вижу тебя…». По условиям игры студенты рассаживаются в круг и каждый участник представляет, кем мог бы стать его сосед справа через 25 лет профессионально-педагогической деятельности. Свой вариант студент пишет на самоклеющемся листе цветной бумаги (стикер) и приклеивает его на лоб соседа. По очереди участники игры задают наводящие вопросы, а остальные могут отвечать либо «да/верно», либо «нет/не верно». Выигрывает игру тот студент, который раньше всех отгадает, что «написано у него на лбу». Как показывает практический опыт, варианты надписей могут быть самыми разнообразными: деканы факультетов, министры образования, профессора и заведующие кафедрами, завучи и директора школ, академики и т.д. Такое задание ценно прежде всего тем, что, показывая и «примеряя» на себе возможные перспективы профессионального роста, студенты формируют у себя интерес к выбранной специальности.

В качестве домашнего задания с целью закрепления интереса к профессионально-педагогической деятельности можно дать индивидуальную работу по написанию резюме, оговорив при этом, что оно должно быть составлено с учетом того, что они ищут работу в любой интересующей их образовательной сфере. Благодаря этому заданию, студенты планируют свою деятельность, определяют перечень операций, которые постепенно складываются в стройную систему, направленную на достижение конечного результата. В качестве дополнения к данному заданию можно предложить студентам снять свое видеорезюме, предварительно рассказав, что оно собой представляет.

В качестве продолжения данной темы на одном из следующих занятий проводится специально разработанная ролевая игра «Первая ступень к моей карьере». Для эффективного ее проведения студентам за несколько дней до занятия дается домашнее задание: разделиться на подгруппы (строго по 4 человека) и выбрать учреждение среднего профессионального образования. После этого они готовят устную презентацию (не более 5 мин.), содержащую следующую информацию о выбранном учреждении (паспорт учреждения):
1) полное название образовательного учреждения;
2) адрес;
3) перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов;
4) материально-техническое оснащение;
5) традиции, инновации и достижения.

Игра «Первая ступень к моей карьере» начинается с устной презентации командами домашних заданий (не более 5 мин. на выступление одной подгруппы). Анализируя полученную информацию, студенты выбирают «Лучшее образовательное учреждение» и потенциальное место своей будущей работы. Затем группы студентов делятся на работодателей (представителей образовательного учреждения – 2 человека) и молодых специалистов (выпускников педагогических университетов – 2 человека). В соответствии с собственными интересами и результатами конкурса «Лучшее образовательное учреждение» молодые специалисты определяются с местом работы и приходят на собеседование к руководителям данных учреждений (на одно собеседование отводится не более 5 мин.). Руководители оценивают резюме, подготовленное студентами заранее, личностные качества претендентов на рабочее место и ход самого собеседования, после чего выносят решение о зачислении на работу одного кандидата, обладающего необходимой конкурентоспособностью и профессиональной компетентностью. На следующем этапе игры работодатели и молодые специалисты меняются ролями и осуществляют аналогичное взаимодействие. Момент со сменой ролей является весьма интересным в игре, поскольку каждый участник начинает понимать мотивы другого. Данная игра дает возможность непосредственно в действии ощутить на себе конкуренцию, преодолеть профессиональные трудности, учит умению управлять своими мыслями и поведением.

Настоящая игра предполагает еще на этапе профессиональной подготовки сформировать механизмы управления собственной карьерой, определяя вектор своего профессионального направления, а также благодаря сложившемуся в игре ролевому взаимодействию позволяет моделировать систему взаимоотношений «руководитель-подчиненный». Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

В качестве заключительного задания в рамках темы «Карьера педагога» и в целях формирования интереса к выбранной профессии, а также с целью сплочения группы проводится мини-тренинг «Какие мы?». Для этого студентам необходимо представать, что все они – работники одного образовательного учреждения. Используя краски, фломастеры и другие материалы, студенты изображают на ватмане групповой портрет.

Для активизации интереса к будущей профессионально-педагогической деятельности необходимо поднять актуальную на сегодняшний день тему, посвященную государственным образовательным стандартам нового поколения. В первой части занятия преподаватель рассказывает о сущности и значении государственных образовательных стандартов, их структуре и содержании стандартов второго и третьего поколения. Затем студенты разбиваются на небольшие подгруппы (2–3 человека) и выполняют творческое задание по разработке вариативной части стандарта нового поколения. Обязательным условием является публичное представление результатов работы и подведение итогов.

Отдельная тема посвящается развитию творческих способностей педагога.

Студентам дается конкурсное задание на создание лучшего педагогического афоризма, предложив оригинально закончить начатые предложения:
1. Наивысшее назначение педагога – это …
2. Самое главное в жизни педагога – …
3. Педагог обречен быть счастливым, если …
4. Педагог достигает вершины творчества, если …
5. Смысл творчества и творческих усилий педагога в …

Студент, набравший наибольшее количество голосов, становится победителем конкурса на лучший педагогический афоризм.

Аналогично можно провести творческий конкурс на лучшую мудрую заповедь в педагогике или конкурс на лучший нравственный кодекс современного педагога и т.д.

Фиксировать результаты своего обучения, достигнутые успехи, опыт своей деятельности мы предлагаем в специально созданных для этого портфолио студентов – коллекции работ и результатов, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в процессе работы. В эту папку студенты заносят записи, подборки материалов по различным темам, диски с презентациями и многое другое, что было наработано в процессе занятий и может понадобиться в будущей профессионально-педагогической деятельности. В конце курса можно провести конкурс на лучшее портфолио, предварительно выделив критерии для его оценивания. Как показало наше исследование, введение портфолио повышает активность студентов, уровень осознания ими своих целей, возможностей и способностей.

Наряду с аудиторными занятиями в рамках курса «Мастер-класс в профессиональном образовании» проводились экскурсии в конкурентоспособные образовательные учреждения. Связь учебного процесса в вузе с образовательными учреждениями, для которых готовят специалистов, способствует развитию интереса к педагогической деятельности, дает возможность проанализировать возрастные особенности обучающихся и соотнести это с теоретическим материалом, который им давали на занятиях, способствует расширению круга знаний о работе образовательных учреждений.

Представленные в статье темы и предложенные методы обучения не являются единственно достаточными, но они способны уже на этапе обучения в вузе повысить интерес студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности, что было подтверждено в процессе проведения курса «Мастер-класс в профессиональном образовании».

Список используемой литературы

1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.
2. Дмитрий Медведев: рано или поздно я вернусь к преподавательской деятельности / Д. Медведев. – Режим доступа: http://www.dostup1.ru/society/society_5949.html. – Загл. с экрана.
3. Корзина З. Любимые фильмы о школе: уроки жизни / З. Корзина. – Режим доступа: http://lady.mail.ru/article/75668. – Загл. с экрана.
4. Нартова-Бочавер С.К. Профессиональные интересы и их диагностика / С.К. Нартова-Бочавер. – Режим доступа: http://psylist.net/difpsi/nb15intdiag.htm. – Загл. с экрана.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
6. Профессиональный интерес. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1889000. – Загл. с экрана.
7. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих педагогов / Е.Б. Тесля // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 58–63.

Похожие материалы

Радел "Профориентология"

 

Все статьи данного автора


Бесплатное рецензирование и оппонирование научных работ