Формирование качеств личностной конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды

Евплова Е.В. Формирование качеств личностной конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды [Текст] / Е.В. Евплова // Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения: сб. науч. трудрв: в 3 т. / под. общ. ред. А.Ф. Аменда. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Т. 3. – С. 332–347.

Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже.
Неизвестный автор

С середины 90-х годов прошлого века в связи с переходом России к рыночной экономики вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня требуется нечто такое, что может обеспечить конкурентоспособность будущего специалиста.

Любых успехов, в том числе и высокого положения в профессиональной иерархии, добиваются теперь специалисты, обладающие не только и не столько набором профессиональных знаний, умений, навыков, сколько обладающие качествами личностной конкурентоспособности. А для того чтобы поддержать намеченную в обществе положительную тенденцию, необходимо внести определенные изменения в сферу профессионального образования подрастающего поколения.

Однако необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование качеств личностной конкурентоспособности, невозможно просто «дать», изложить, преподнести и т.д. На наш взгляд, его можно обеспечить организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между субъектами обучения и тем самым в максимальной степени способствовала формированию качеств личностной конкурентоспособности будущего специалиста.

Как справедливо подчеркивает А.Г. Асмолов, «… главное – это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее есть ответы на все вопросы, а четко сказать: "Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности"» [3]. В связи с этим П.И. Третьяков, например, ставит вопрос о создании «адаптивной образовательной среды» [7]. Перефразируя высказывания А.Г. Асмолова применительно к нашим дням, можно сказать, что при переходе России на рыночные рельсы важно для каждого человека не только уметь существовать в мире неопределенности, но и уметь эффективно работать и выдерживать конкурентную борьбу между себе подобными. Таким образом, заимствуя идею П.И. Третьякова, можно предположить, что образование, ориентированное на формирование качеств личностной конкурентоспособности, возможно осуществить в конкурентной учебной среде.

Косвенное подтверждение данному тезису мы находим и в словах Л.В. Суховой, которая справедливо утверждает, что «невозможно научиться плавать без водной среды» [6, с. 17]. Таким образом, в контексте нашего исследования можно утверждать, что невозможно сформировать основополагающие качества личностной конкурентоспособности, не погрузив обучающихся в конкурентную учебную среду.
При этом, как нам удалось выяснить, термин «конкурентная учебная среда» не нашел своего отражения в отечественной и зарубежной научной литературе, в связи с чем теоретический и практический материал по формированию личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды также разработан не был.

Однако сам термин «конкурентная среда», заимствованный нами из экономики, употребляется достаточно часто, как правило, наряду с такими понятиями, как «конкуренция», «конкурентоспособность». Очевидно, что эти понятия неразрывно связаны между собой. Так, развитие конкуренции на основе создания благоприятной конкурентной среды отражает состояние конкурентоспособности. Однако если экономистами-теоретиками достаточно глубоко изучены и систематизированы такие понятия, как «конкуренция», «конкурентоспособность», определены их сущность и содержание, то конкурентная среда упоминается в экономической литературе зачастую как нечто само собой разумеющееся.

Наиболее распространенная трактовка данной экономической категории рассматривает конкурентную среду как некую совокупность определенных условий хозяйствования рыночных субъектов, способствующих возникновению и оказывающих влияние на развитие конкуренции между ними. То есть конкурентная среда представляет собой условия, которые, во-первых, обеспечивают развитие конкурентной активности между хозяйствующими субъектами, а посредством этого, во-вторых, способствуют реализации их экономических интересов и приводит к тому или иному результату.

Адаптируя данный тезис относительно педагогической науки можно сказать, что, создавая конкурентную среду в процессе учебной деятельности в вузе (конкурентную учебную среду), мы обеспечим развитие конкурентной активности между субъектами образования (студентами), что будет способствовать реализации их личностных качеств и формированию основополагающих качеств их личностной конкурентоспособности.

Подтверждение актуальности проблемы формирования личностной конкурентоспособности посредством создания конкурентной учебной среды мы находим в труде В.А. Андреева «Конкурентология». В.И. Андреев, выделяя главные идеи основ конкурентологии, отмечает, что для развития и саморазвития конкурентоспособной личности исключительно важно всестороннее стимулирование лидерских качеств у современной молодежи [1], что, на наш взгляд, наиболее эффективно возможно осуществить именно в конкурентной учебной среде.

Однако необходимо понимать, что конкурентная учебная среда не направлена на подготовку лидеров. Конкурентная учебная среда лишь развивает и формирует отдельные, так необходимые любому конкурентоспособному специалисту лидерские качества: ответственность, умение идти на разумные риски, сотрудничать с другими людьми, принимать самостоятельные взвешенные решения, вести созидательную, инновационную деятельность, стремление к высокопроизводительному труду, высокому качеству конечного результата своей деятельности и многое другое.

Стоит отметить, что конкурентная учебная среда, направленная на формирование вышеизложенных качеств, создается преподавателем на занятиях и состоит из различных форм и видов учебного взаимодействия.

По отношению к образовательной среде вуза или факультета данная учебная среда является мезосредой, а по отношению к образовательной среде города или региона в целом конкурентная учебная среда будет являться микросредой. Но, несмотря на небольшой масштаб воздействия по сравнению с другими видами образовательной среды и благодаря непосредственному приближению к обучающимся, учебная среда в целом способна влиять на формирование личностных качеств студентов. При «правильной» организации учебной среды ее смело можно назвать организующей силой для разворачивания процессов воспитания и развития будущего специалиста.

При этом «правильная организация» учебной среды предполагает следующую последовательность действий: для изменения характеристик субъекта Б (студента) необходимо субъекту А (преподаватель) спроектировать специальную среду субъекта Б. Далее представить план средообразовательных действий (стадии) и, наконец, воплотить его. Все остальное, по мнению Ю.С. Мануйлова, произойдет само по себе, в силу естественно существующих связей и зависимостей [4, с. 6–7].

Для воплощения этой, казалось бы, простой формулы в рамках предмета нашего исследования мы разработали план средообразовательных действий, выделив в нем четыре стадии формирования личностной конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды: подготовка, осознание, переоценка, действие.

I стадия – подготовка
Для того чтобы произошло активное включение студентов в условия взаимодействия в конкурентной учебной среде, необходимо заинтересовать их нужной информацией о продуктивной работе в условиях конкурентной борьбы, а также увлечь новыми для них формами работы.
На данной стадии у студентов появляется первоначальный интерес к взаимодействию в конкурентной учебной среде.

II стадия – осознание
На этой стадии студенты начинают ощущать реальную конкуренцию в условиях конкурентной борьбы, что способствует формированию основополагающих качеств их личностной конкурентоспособности. Благодаря этому студенты начинают осознавать и оценивать преимущества работы в конкурентной учебной среде.

III стадия – переоценка
На данной стадии студенты переоценивают собственные личностные возможности, осознают и оценивают альтернативы нежелательному поведению в конкурентной борьбе. Одновременно с этим продолжают формироваться основополагающие качества их личностной конкурентоспособности.

IV стадия – действие

На эту стадию переходят те, кто успешно преодолел стадию переоценки. Наиболее эффективен переход на стадию «действие» в том случаи, когда у студента появляется возможность апробировать и закрепить освоенные на занятиях новые способы поведения, применяемые им в конкурентной учебной среде для достижения поставленной цели. Благодаря своеобразному повторению действий осуществляется закрепление основных качеств личностной конкурентоспособности будущего специалиста.

Таким образом, формирование и развитие личностной конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды происходит постепенно, в процессе прохождения всех вышеизложенных стадий.

При этом конкурентную учебную среду можно рассматривать в узком значении, понимая ее лишь как среду, в которой взаимодействуют субъекты учебного процесса, одновременно осуществляя соперничество друг с другом.

В этом смысле лишь констатируется специфика конкурентной учебной среды, но не отражается ее предназначение.

На наш взгляд, функция конкурентной учебной среды намного шире. Она заключается в эффективном взаимодействии между субъектами образовательного процесса, что в максимальной степени способствует формированию качеств личностной конкурентоспособности у будущего специалиста.

К тому же, создавая конкурентную учебную среду, педагогам необходимо осознать, что делает данную среду не просто учебной, а именно конкурентной учебной средой, которая позитивно и активно влияет на процесс развития основополагающих качеств личностной конкурентоспособности.

На наш взгляд, наиболее полно этому способствуют следующие педагогические условия: балльно-рейтинговая система, игровая и проектная деятельность. Реализация на практике вышеперечисленных условий позволяет студентам, во-первых, постичь нормы, образцы поведения в процессе соперничества, т.е. правила поведения в процессе конкурентной борьбы, во-вторых, сформировать основополагающие качества личностной конкурентоспособности.

Так, игровая деятельность и работа над проектом позволяет формировать такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за принятое решение, умение анализировать результаты своей деятельности, способность к достижению успеха, самостоятельность и другие личностные качества, необходимые любому специалисту в условиях соревнования, соперничества, борьбы за достижение лучшего результата. В свою очередь балльно-рейтинговая система направлена на создание здоровой конкуренции в студенческой среде во время изучения дисциплины.

Важным условием при реализации вышеперечисленных педагогических условий должно быть то, что создаваемая среда должна являться комфортной сферой жизнедеятельности субъектов, проявления их индивидуальности.

При этом победа в конкурентной борьбе, также как и проигрыш, становится для студентов определенным событием, что учит их соперничать и состязаться в различных видах деятельности. Если студенты работают в небольших подгруппах, то конкурентная учебная среда позволяет им содействовать успеху своей команды и, как следствие, сопереживать с ней результаты, соблюдать правила сосуществования в коллективе.

К тому же конкурентное взаимодействие между студентами поощряет проявление таких важных для конкурентоспособного специалиста качеств, как соревновательность и соперничество, поддерживает сотрудничество между студентами, порождает осознание собственной значимости и сопричастности к общему делу. Главная задача педагога при этом – не позволить соревнованию дегенерировать в грубое соперничество и во влечение к лидерству любым способом, т.к. признание блага конкуренции не исключает требования, чтобы конкурентная борьба велась с соблюдением правовых и нравственных норм.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и способностей, а также способствует формированию основополагающих качеств личностной конкурентоспособности у будущего специалиста. При этом формируется новый механизм, который является высоко соревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств личностной конкурентоспособности у будущих специалистов.

Однако основным тормозом на пути реализации конкурентной учебной среды, на наш взгляд, является принятая на практике ориентация на среднего учащегося, тогда как это не всегда приносит положительные результаты.

Подтверждением этих слов может являться так называемый эффект сообучения, описанный Г.В. Андрущак, суть которого в том, что один и тот же студент, как правило, учится лучше в сильной группе и хуже – в слабой [2].

Именно поэтому конкурентная учебная среда ориентирована на преуспевающих в учебе обучающихся, а для того чтобы это не вызывало затруднений у менее успешных в учебе студентов, необходимо использовать такие педагогические условия, которые позволяли бы обучающимся без насилия над собой ориентироваться на передовых студентов.

Одним из таких педагогических условий, как уже было сказано, может выступать проектная деятельность, которая позволяет, сотрудничая студентам друг с другом, проявлять свои знания и умения, а также формировать личностные качества, позволяющие будущим специалистам умело конкурировать с себе подобными.

Иначе говоря, специфические условия проектной деятельности способны погружать студентов в конкурентную среду. К тому же метод проектов позволяет отойти от традиционных и малоэффективных лекционных занятий.

Еще один большой плюс метода проектов как одного из условий создания конкурентной учебной среды в том, что при организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа обучающихся, что сокращает риск возникновения конфликтов между соревнующимися студентами.
Ко всему прочему следует добавить, что обучающиеся, работая над проектом, задействованы в различных видах интеллектуальной деятельности, они проходят стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

Постановка задач, решение проблем, возникающих в ходе проектной деятельности, требует от студентов целеполагания, предметности, инициативности, оригинальности в решении познавательных вопросов, неординарности подходов, интенсивности умственного труда, исследовательского опыта и многое другое [5].

Проектная деятельность также направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), что способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса [там же].

Разумеется, сам факт появления проектов в учебной деятельности в целом и использование их в конкурентной учебной среде в частности следует оценить самым положительным образом, поскольку обучающимся в ходе работы над проектом приходится соперничать друг с другом за лучшие результаты в работе и тем самым у них появляется возможность проявить и развивать основополагающие качества личностной конкурентоспособности.

И, несмотря на то, что ежегодно метод проектов претерпевает некоторые изменения и дополнения, суть его осталась прежней – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность формировать личностные качества, в том числе и качества личностной конкурентоспособности.

Для подтверждения данного тезиса на базе Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета было проведено исследование, в котором приняли участие студенты 4 курса, обучающиеся по специальности 050501.18 – «Профессиональное обучение (экономика и управление)».

С целью определения уровня сформированности у студентов личностной конкурентоспособности был выбран психологический тест «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [8].

Данная методика, представлена в форме биполярной шкалы и направлена на определение начального уровня базовых критериев личностной конкурентоспособности.

Результаты изучения уровня сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников на данном этапе исследования представлены в таблице 4.

Таблица 1
Оценка уровня сформированности личностной конкурентоспособности (ЛК) старшекурсников (начальный срез)
Уровни сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников (%)

Уровни сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников (%)

I

(низкий уровень ЛК)

II

(средний уровень ЛК)

III

(высокий уровень ЛК)

44

32

24



Почти половина студентов-старшекурсников (44 %) по результатам экспресс-диагностики имеют низкий уровень сформированности личностной конкурентоспособности, 32 % студентов имеют средний уровень личностной конкурентоспособности и лишь 24 % студентов имеют высокий уровень сформированности личностной конкурентоспособности.

Полученные данные подтверждают, что в традиционном подходе к обучению формированию конкурентоспособности у будущих специалистов не уделяется должного внимания.

Для изменения сложившейся ситуации нами в процессе экономического образования была использована проектная деятельность как одно из условий создания конкурентной учебной среды.

Суть проектной деятельности заключалась в разработке и защите экономического бизнес-плана.

Для осуществления запланированной работы нами были разработаны основные разделы бизнес-плана и полученные результаты сведены в рабочую тетрадь «Бизнес-планирование».

Данная рабочая тетрадь включает в себя следующие основные разделы:
1.    Общая характеристика фирмы (резюме): название проекта, адрес предприятия, данные об основных учредителях предприятия, суть проекта, финансирование проекта, общая стоимость проекта, срок окупаемости проекта, цели и задачи проекта, преимущества продукции, объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях, срок возврата заемных средств, условия работы фирмы, решение социальных вопросов.
2.    Характеристика товаров (услуг): название товара, товарная марка, вид упаковки товара, тип и способ продажи товара, цена товара, затраты на производство, послепродажное обслуживание, требования к сертификации.
3.    Рынки сбыта товаров (услуг): уровень производства и реализации товара, уровень спроса и потенциал конкурентов, ближайшая и долгосрочная перспектива сбыта товара, уровень розничных цен, мероприятия по удержанию ниши.
4.    Конкуренция на рынках сбыта товаров (услуг): название предприятия конкурента, сильные стороны фирм-конкурентов, слабые стороны конкурентов.
5.    План маркетинга: уникальность товара, конечные потребители, характер спроса, особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, система сбыта с указанием фирм, привлеченных к реализации продукции, организация послепродажного обслуживания, обоснование цены на продукцию, методы стимулирования продаж, программа по организации рекламы, программа реализации продукции, формирование общественного мнения.
6.    План производства: объем производства в натуральном и стоимостном выражении, объем реализации, цена реализации за единицу, требования к организации производства, состав основного оборудования, его поставщики и условия поставки, обеспечение экологической и технической безопасности, поставщики сырья и материалов, численность работающих и затраты на оплату труда.
7.    Организационный план: организационно-правовая форма, уставный капитал, состав организации, форма собственности, члены состава директоров, обладатель права подписи финансовых документов, распределение обязанностей между членами руководящего состава.
8.    Финансовый план: выручка от реализации, НДС, акцизы от реализации продукции, выручка от реализации продукции, общие затраты на производство и сбыт продукции, амортизационные отчисления, налоги, включаемые в себестоимость, прибыль, погашение долга и выплата процентов за кредит, читая прибыль.
9.    Риски в предпринимательской деятельности: оценка предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы возникновения рисков, последствия рисков, методы предупреждения и минимизации рисков.
Рабочая тетрадь «Бизнес-планирование» также включала краткий терминологический словарь и анализ литературы, необходимой для разработки бизнес-проекта.

В рамках проектной деятельности в роли конкурирующих предприятий (фирм) выступали самостоятельно организованные группы студентов по 4–5 человек. Но, несмотря на групповую работу над проектом, рабочая тетрадь была заполнена каждым студентом самостоятельно.

При работе над проектом каждый участник имел право выдвигать свои идеи, которые принимались при условии доказательства их целесообразности. Такая ситуация ставит в условия риска любого члена команды: того, кто предложил идею, и тех, кто ее принял и позволяет формировать у будущего специалиста способность к разумному риску, что является одним из важных качеств его личностной конкурентоспособности и влияет на победу в конкурентной борьбе.

А поскольку перед студентами ставилась задача не только разработать проект бизнес плана, но и доказать его конкурентные преимущества, то это одновременно позволило повысить мотивацию достижения успеха.

Как было замечено, в процессе исследования студенты ориентированы на достижение успеха:
в ситуации конкуренции активно соревнуются, не боятся конкуренции;
предпочитают нести личную ответственность за исход мероприятия;
выбирают цель выше средней трудности;
в деятельности проявляют настойчивость, целеустремленность;
в случае успеха повышают трудность задач;
в оценке окружающих стремятся к обратной связи, позитивно реагируют на нее;
самооценка реалистична и устойчива.

На наш взгляд, подобная ориентация на достижение успеха необходима любому специалисту, т.к. позволяет формировать качества личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды.

Немаловажным при работе над проектом в условиях конкурентной учебной среды является выбор одного проекта-победителя (это главное условие в конкурентной борьбе) на основе анализа представленных проектов по выбранным критериям: актуальность, реальность и социальная значимость бизнес-идеи, точность экономических расчетов, уровень изученности состояния дел на рынке, продуманность и грамотность предлагаемых решений, качество оформления проекта, а также качество доклада, ответы на вопросы преподавателя, ответы на вопросы студентов.


Учитывались и различные уровни проявления личностных качеств студентов, работающих над проектом: интеллектуальная активность, умение творчески мыслить и работать в команде, коммуникабельность, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, способность осознанно управлять собой и своей деятельностью, способность идти на разумные риски, оценка деловых качеств докладчика.


При этом оценивание проектов осуществлялось с трех позиций: самооценка студентов, оценка одногруппников и оценка педагога, причем оценка педагога имела больший вес при выведении общего балла.


Для удобства оценивания данные критерии были сведены в индивидуальную карту рейтинговой оценки проектов, представленную в виде таблицы (табл. 5).

Таблица 2
Индивидуальная карта рейтинговой оценки бизнес-проектов студентов

 

Критерии оценки

Самооценка студентов

Оценка одногруп-пников

Оценка педагога

Средний балл

Анализ проекта

 

 

 

 

Актуальность, реальность и социальная значимость бизнес-идеи (из 5 баллов)

 

 

 

 

Точность экономических расчетов (из 10 баллов)

 

 

 

 

Изученность состояния дел на рынке

(из 10 баллов)

 

 

 

 

 

Продуманность и грамотность предлагаемых решений (из 10 баллов)

 

 

 

 

Качество оформления проекта (из 5 баллов)

 

 

 

 

Качество доклада и презентации

(из 5 баллов)

 

 

 

 

Ответы на вопросы преподавателя и студентов (из 5 баллов)

 

 

 

 

Анализ личностных качеств студентов, работающих над проектом

 

 

 

 

Интеллектуальная активность (из 10 баллов)

 

 

 

 

Творческое мышление

(из 5 баллов)

 

 

 

 

Умение работать в команде (из 5 баллов)

 

 

 

 

Коммуникабельность

(из 10 баллов)

 

 

 

 

Умение отстаивать и доказывать свою точку зрения (из 10 баллов)

 

 

 

 

Способность осознанно управлять собой и своей деятельностью

(из 10 баллов)

 

 

 

 

Способность идти на разумные риски

(из 5 баллов)

 

 

 

 

Оценка деловых качеств докладчика (из 5 баллов)

 

 

 

 



При этом студенты, набравшие 85–100 баллов, получают оценку «отлично», 70–85 баллов получают оценку «хорошо», 50–70 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Защита бизнес-проектов проходила в форме презентации каждой фирмы с использованием мультимедийных средств. Командами были показаны высокие результаты по разработке и защите своих бизнес-проектов, выбраны и разработаны оригинальные бизнес идеи: клининговая компания, салон красоты для животных и их хозяек, фирма по разведению и продажи живых тропических бабочек и многое другое. Студенты озвучили направления деятельности своей фирмы, представили экономические расчеты, а также проявили творческие способности в выборе названия для фирмы, торговой марки и основных идей рекламной компании.

После прохождения студентами всех этапов проектной деятельности (формирование рабочей группы, определение темы, целей, исходного положения, анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идей, разработка плана, «мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, работа по выполнению проекта, анализ выполнения проекта, защита проекта, выявление причин удач и неудач) была проведена итоговая экспресс-диагностика на определение уровня сформированности личностной конкурентоспособности будущего специалиста. Результаты итоговой экспресс-диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3
Оценка уровня сформированности личностной конкурентоспособности (ЛК) старшекурсников (итоговый срез)
Уровни сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников (%)

Уровни сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников (%)

I

(низкий уровень ЛК)

II

(средний уровень ЛК)

III

(высокий уровень ЛК)

32

36

32


По результатам итогового среза дынные распределились более равномерно, чем по результатам начального среза.
По результатам экспресс-диагностики, 32 % студентов имеют низкий уровень сформированности личностной конкурентоспособности, 36 % – средний уровень, 32 % – высокий уровень сформированности личностной конкурентоспособности.

Анализ данных начальной и итоговой диагностики на выявление личностной конкурентоспособности позволяет сделать вывод о том, что количество студентов, имеющих низкий уровень личностной конкурентоспособности, снизилось на 12 %, количество студентов, имеющих средний уровень личностной конкурентоспособности, повысилось на 4 %, а количество студентов, имеющих высокий уровень личностной конкурентоспособности, увеличилось на 8 %.


Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения проектной деятельности как одного из условий создания конкурентной учебной среды.


Таким образом, создание конкурентной учебной среды может стать мощным катализатором при формировании личностных качеств будущих специалистов, а применение проектной деятельности послужит активизации учебно-познавательной деятельности, формировании познавательных интересов, стимулировании стремления к учебе, саморазвитию, т.е. к развитию личностной конкурентоспособности.


На основе результатов проведенного нами исследования педагогической общественности необходимо осознать актуальность формирования личностной конкурентоспособности будущего специалиста посредством создания конкурентной учебной среды как неотъемлемой части эффективного и современного образования.

Список используемой литературы

1.    Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 192 с.
2.    Андрущак, Г.В. Эффекты сообучения и конкуренция в студенческой среде. Препринт WP10/2005/03 [Текст] / Г.В. Андрющак. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 44 с.
3.    Асмолов, А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1986. – №1 – С. 12–13.
4.    Возможности средового подхода в педагогике как науке и педагогической практике в условиях перехода на 12-летнее образование [Текст]: материалы IV международной науч.-практ. конф. 17–18 ноября 2005 г. / ред. кол.: Г.Г. Шек, Ю.С. Мануйлов, Б.М. Утегенова и др. – Костанай: Костанойский печатный двор, 2005. – 183 с.
5.    Денисенко, М.И. Модель учебного занятия в режиме проектного обучения. [Электронный ресурс]: сайт «Сеть творческих учителей», раздел «Технология обучения проектной деятельности». – Режим доступа: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html. – Загл. с экрана.
6.    Сухова, Л.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системно-образующий фактор [Текст] / Л.В. Сухова // ИЯШ. – 2007. – № 5. – С. 15–18.
7.    Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам. Практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001. – 120 с.
8.    Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 113–114.