Конкурентная учебная среда как средство формирования личностной конкурентоспособности у обучающихся разного возраста

Журнал Евплова Е.В. Конкурентная учебная среда как средство формирования личностной конкурентоспособности у обучающихся разного возраста [Текст] / Е.В. Евплова // Южно-Уральский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 91–97.

Аннотация. В статье предложено и обосновано инновационное средство формирования личностной конкурентоспособности у обучающихся – создание конкурентной учебной среды. Показаны конкретные формы и методы работы, которые позволят наиболее эффективно сформировать качества личностной конкурентоспособности. При этом особое внимание уделяется учету возрастных особенностей учащихся и студентов. Настоящая статья может быть полезна для педагогов образовательных учреждений, чьей целью является формирование личностной конкурентоспособности у обучающихся.

Ключевые слова: конкурентная учебная среда, личностная конкурентоспособность, учет возрастных особенностей и др.

П.М. Третьяков и А.С. Строганов, А. Линкольн и Б. Франклин, М. Тетчер и И. Ганди, Б. Гейтс и Г. Форд – этих людей мы знаем как успешных, предприимчивых и конкурентоспособных личностей. Однако мало кто понимает, что таковыми они были не всегда и данные качества не являются у них врожденными.

Например, П.М. Третьяков – российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

А.С. Строганов участвовал в работе комиссии по составлению проекта нового уложения при Екатерине II, а в конце XVIII – начале XIX веков был президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, членом Государственного совета.

А. Линкольн – американский государственный деятель, 16-й президент США, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.

Б. Франклин – ученый, журналист, издатель, дипломат, политический деятель, масон. Один из лидеров войны за независимость США. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук.

М. Тетчер – премьер-министр Великобритании с 1979–1990 г., Баронесса. Первая и пока единственная женщина, побывавшая на этом посту.

И. Ганди – индийский политический деятель, премьер-министр Индии в 1966–1977 гг. и 1980–1984 гг.

Б. Гейтс – американский предприниматель, со-председатель Фонда Билла и Мелинды Гейтс. В период с 1996 по 2007 г. и в 2009 г. – самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes.

Г. Форд – американский промышленник, владелец компании производящий автомобили по всему миру.

Каким же образом им удалось добиться подобных успехов, кто, а главное как сформировал у них необходимые качества личностной конкурентоспособности?

Этот вопрос заставил нас системно подойти к изучению проблемы формирования личностной конкурентоспособности у подрастающего поколения, поскольку это не просто качество, которое позволяет выдержать конкуренцию и противостоять конкурентам, личностная конкурентоспособность это, прежде всего, способность продуктивно работать, быть ответственным, целеустремленным. Согласитесь, что в настоящее время есть необходимость формировать эти качества у подрастающего поколения. Ведь подрастающее поколение это наше будущее, а также «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодежь определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Пусть же дух нового времени будет основан на здоровой конкуренции.

А поскольку 25–30 % ежедневного времени наше будущее поколение проводит именно в образовательных учреждениях, то вполне целесообразно задуматься о таком организации учебного процесса, при котором можно было бы без ущерба для личности сформировать у обучающихся вышеназванные качества. Однако образование, ориентированное на формирование личностной конкурентоспособности, невозможно просто «дать», изложить, преподнести и т.д. На наш взгляд, ее можно обеспечить организацией специально созданной для этого конкурентной учебной среды.

Однако на практике необходимость и важность создания специальной среды зачастую сопровождается значительными трудностями.

Так, до сих пор актуален вопрос от чего зависят личностные качества человека: от его наследственности или среды, в которой происходило обучение и воспитание? Приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, социологизаторского) – среде.

Большее доверие при этом вызывают взвешенные оценки в определении влияния среды на личность. Так, В. Штерн считал, что развитие личности – это результат «конвергенции», переплетение внутренних задатков с внешними условиями жизни [8, с. 86].

Мы, в свою очередь, также советуем игнорировать крайности в данном вопросе. На наш взгляд среда имеет значение не в количественном отношении, а в качественном. То есть среда может оказать существенное влияние на развитие и формирования личности только в случаи ее качественной организации, при этом влияние наследственности может быть сведено к минимальному значению, а влияние среды резко возрастет. Относительно проблемы нашего исследования можно сказать, что если качественно организовать конкурентную ученую среду, то она будет способствовать формированию личностной конкурентоспособности у обучающихся.   

Подтверждение необходимости создания конкурентной учебной среды для формирования личностной конкурентоспособности мы находим в словах Л.В. Суховой, которая справедливо утверждает, что «невозможно научиться плавать без водной среды» [13, с. 17]. В контексте нашего исследования можно сказать, что невозможно сформировать основополагающие качества личностной конкурентоспособности, не погрузив обучающихся в конкурентную учебную среду.

Таким образом, превращение среды в средство формирования личности, на наш взгляд – одна из наиболее продуктивных возможностей совершенствования образовательного процесса, поскольку достигается такая цель не путем давления на личность, а за счет создания мощной по своему потенциалу и силе воздействия учебной среды.

Подобную точку зрения в разное время признавали педагоги всего мира (Д.С. Бродский, Л.С. Выгодский, А.С. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, К.Д. Ушинский, М. Черноушек, С.Т. Шацкий, В.Я. Ясвин и др.).

Так, С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко были одними из первых отечественных исследователей среды и ее влияния на воспитание.

А.С. Макаренко писал, что «воспитывает не сам воспитатель, а среда» [9, с. 92].

Л.С. Выгодский понимая важность среды в формировании личностных качеств человека говорил: «переживание какой-нибудь ситуации, переживание какой-либо среды определяет то, какое будет иметь влияние эта ситуация или эта среда на ребенка» [15, с. 17].

М. Черноушек справедливо подчеркивал: «человек не пассивный продукт среды, а целеустремленное существо. Он действует и тем самым преобразует окружающую среду, которая в свою очередь также влияет на человека» [14, с. 41].

На сегодняшний день роль и значение среды у современных ученых также на достаточно высоком уровне.

Так, В.А. Ясвин рассматривает среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном предметном окружении [15, с. 11]. В.А. Ясвин считает, что «используя возможности среды, соответствующие различным своим потребностям учащиеся мативируются к проявлениям разнообразной активности, т.е. становятся реальными субъектами своего собственного развития» [15, с. 121].

М.И. Рожков в свою очередь утверждает, что «для человека среда – это не только окружающий его мир. Для человека – это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах» [12].

Н.М. Александрова, Д.Г. Колодан подтверждая важное значение среды как средство формирования личности, говорят что «опосредованное влияние на формирующую личность лучше и продуктивнее непосредственных воздействий». Наиболее оптимальным способом опосредственного воздействия, как они считают,  является педагогическая среда, где учитель, воспитатель «помещает» стимулы, которые как бы сами по себе, без прямого воздействия педагога способствуют формированию личности [1, с. 210].

Подобного мнения придерживается и В.С. Кукушин, говоря о том, что «любая среда, как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия» [9, с. 105].

Рассматривая среду как важный фактор развития личности, А.С. Белкин говорит о том, что внешние влияния среды перерабатываются личностью и превращаются в ее внутренние установки, взгляды, представления, определяющие поведение в обществе, отношения с окружающим миром и самим собой [4, с. 28]. То есть чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.

Таким образом, на лицо возросший интерес исследователей к феномену среды. Отечественные и зарубежные ученые подчеркивают важность педагогической среды как в вопросах воспитание, так и в вопросах формирования личностных качеств. Именно по этой причине, на наш взгляд, для формирования личностной конкурентоспособности у обучающихся необходимы не только природные задатки, но и благоприятные средовые условия.

Однако, как нам удалось выяснить, понятие «конкурентная учебная среда» не нашло своего отражения в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Сам термин «конкурентная среда», заимствован нами из экономики, где данное понятие употребляется достаточно часто, как правило, наряду с такими понятиями, как «конкуренция», «конкурентоспособность». Очевидно, что конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная среда неразрывно связаны между собой. Так, с точки зрения современных экономистов, развитие конкуренции на основе создания благоприятной конкурентной среды отражает состояние конкурентоспособности. Однако если экономистами-теоретиками достаточно глубоко изучены и систематизированы такие понятия, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентная среда», то в педагогической теории и практики, как было сказано ранее, данное понятие не нашло своего отражение, в связи с чем не был и разработан теоретический и практический материал по формированию личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды.

И это несмотря на то, что стремление к соревнованию, соперничеству совершенно органично для человеческой психологии. Детям, подросткам и юношам в силу возрастных особенностей свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Они стараются не отставать, а, по возможности, и опередить своих ровесников, прежде всего, своих одноклассников и однокурсников, сверяя по ним свои жизненные успехи. Почему бы не воспользоваться этой психологической особенностью человека для достижения педагогических целей.

В свое время это хорошо понял А.С. Макаренко, который сделал соревнование одним из основных элементов своей педагогической технологии. Подтверждение этому мы находим в его педагогической поэме «Флаги на башнях». В произведении описывается, как в колонии им. Ф.Э. Дзержинского многогранная жизнь и деятельность коллектива достигла высокого совершенства. Одним из условий, позволяющих достичь таких результатов, было, на наш взгляд, создание соревновательных моментов между колонистами (конкурентной среды). На протяжении всего произведения А.С. Макаренко показывает важность и положительный эффект от соревнования между подростками (воспитанниками колонии). Так, бригады соревновались по чистоте в комнатах, по выполнению плана изготовления продукции. При этом ежедневно подводились так называемые боевые сводки. На диаграммах в игровой форме сообщалось какая из соревнующихся команд лидирует. Команда-победитель поощрялась красными революционными флагами. Каждая команда была нацелена на победу в конкурентной борьбе, а для этого члены команды должны были приложить максимальные силы к общему делу. При этом в лучшую сторону изменялись и личностные качества воспитанников.

Как видно «правильная» организация конкурентной учебной среды позволяет раскрыть способности обучающихся, к тому же она позволяет проявить инициативность, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы, что крайне необходимо конкурентоспособной личности в условиях современного конкурентного мира.

В связи с чем, возникает вопрос: как же правильно организовать конкурентную учебную среду, чтобы она не вызывала дискомфорта у обучающихся и затруднений в работе с ними? Ответ на этот вопрос заключается в применении одного из основополагающих педагогических принципов – учет возрастных особенностей обучающихся. Опираясь на него, педагог при организации конкурентной учебной среды выбирает такие формы и методы работы, которые являются наиболее благоприятными для конкретного возраста обучающихся.

Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании и формирование личности все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.

Так, для успешной адаптации ребенка в современном мире элементы конкурентной учебной среды можно вводить уже начиная с первого класса обучения в школе. Не случайно же в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире» [10].

Младший школьный возраст (6–9 лет) обещает ребенку новые достижения в новой для него сфере человеческой деятельности – учении. А поскольку в этом возрасте у ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с новой для него учебной деятельностью, то это может быть прекрасной основой при создании конкурентной учебной среды.

Например, для младших школьников можно вводить такие конкурсные задания: «Кто качественнее выполнит домашнее задание?», «Кто лучше перескажет текс?», «Кто прилежнее работает на занятиях?», «У кого более опрятное ведение тетради, аккуратное использование учебной литературы?» и т.д.

Для младших школьников будет интересным и полезным провести конкурс знатоков. Главная цель подобного конкурса не только создать конкурентную учебную среду, но и привить интерес к знаниям, обогащать кругозор школьников. После проведения конкурса можно выявить победителей в разных номинации. Вручение специальных номинаций вызовет интерес учащихся к мероприятию. При этом мудрость педагога будет заключаться в том, чтобы наградить каждого участника конкурса.

Можно провести среди младших школьников конкурс на знание правил дорожного движения, поскольку эта информация являются весьма ценной для детей. Данный конкурс можно провести как внеклассное мероприятие. Задания конкурса помогут выявить уровень знаний школьников относительно правил дорожного движения и закрепить имеющие у ребят знания.

Кроме индивидуальных конкурсов можно провести и конкурсы группового характера. Группы, при этом, могут создаваться внутри учебного коллектива или вне его. Например, на какой-либо из праздников можно провести семейный конкурс, который, безусловно, вызовет у младших школьников неподдельный интерес.

Естественными в условиях создания конкурентной учебной среды у младших школьников должно быть словесное поощрение со стороны педагога, подбадривание ученика, что позволит вызвать у него уверенность в своих силах и стремление соответствовать оценке учителя.

Учитывая возрастные особенности более взрослых школьников (10–11 лет) при организации конкурентной учебной среды, можно вводить более серьезные коллективные и индивидуальные соревнования в виде различных конкурсов. Примером индивидуального соревнования могут быть конкурсы на лучший рассказ, сочинение, подделку, выполненную своими руками и иные испытания школьников. Примером коллективного соревнования могут служить конкурсы на лучший проект, командные игры, викторины и т.д. Такие формы взаимодействия, безусловно, вызывают у детей яркие эмоциональные переживания на фоне победы или поражения, что может стать элементом социального закаливания. При этом мудрость педагогического руководства должна состоять в том, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю к победе [6].

В этот период можно установить соревнование за звание лучшего знатока предмета, первого ученика класса, школы.

Соревнуясь между собой, ученики быстро усваивают опыт общественного поведения, развивают в себе качества способствующие добросовестному поведению в конкурентной борьбе. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают помогать друг другу, вырабатывать у себя навыки коммуникабельности, ответственности, что является немаловажными качествами личностной конкурентоспособности.

При организации и проведения соревнования в процессе учебной деятельности школьников необходимо соблюдать некоторые принципы: гласность, конкретность, сравнимость результатов, что возможно осуществить если ежедневно объявлять или публиковать результаты проведенных соревнований. А поскольку у детей этого возраста ведущей деятельность еще является игра, то и результаты соревнований стоит представлять в игровой форме.

Работая с учащимися подросткового возраста (12–15 лет), необходимо более тщательно подходить к вопросу организации конкурентной учебной среды, поскольку именно в подростковом возрасте появляется соревновательный азарт, который может перейти в грубое соперничество и в стремление к лидерству любым способом. Для того чтобы избежать подобных негативных последствий педагогу важно четко формулировать цель работы, поставить перед обучающимися конкретные задачи, составить развернутую программу дальнейших действий, установить критерии оценок, понятные подросткам, сообщить им о награждении.

При этом формы взаимодействии в конкурентной учебной среде на данном возрастном этапе должны быть уже достаточно трудными имаксимально увлекательными для подростков, а в некоторых случаях приносить конкретные результаты, однако не стоит забывать и о внесение в конкурентную учебную среду игровых элементов. Для получения наилучшего эффекта от внедрения конкурентной среды в процесс обучения, необходимо постоянно подогревать интерес подростков новыми формами соревнований.

Особо большое значение в этом возрасте имеет конкурентная учебная среда для отстающих в учебе подростков: сравнивая свои результаты с предыдущими результатами своей работы, а также с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий для достижения лучшего результата.

В данном случаи играет так называемый эффект сообучения, описанный Г.В. Андрущак, суть которого в том, что один и тот же ученик, как правило, учится лучше в сильной группе и хуже – в слабой [3].

Создавая конкурентную учебную среду в коллективе обучающихся юношеского возраста (16–21 год), необходимо помнить, что юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Как правило, этот возраст совпадает с обучением в учреждениях профессионального образования. В связи с чем и организация конкурентной учебной среды должна отличаться от той, которая была представлена выше. Основной упор стоит сделать на профессиональном становлении будущего специалиста. В этот период целесообразно вводить конкурсные состязания на знании основ профессии. При этом должны учитываться не только профессиональные качества обучающихся, но и личностные качества будущих специалистов. Целесообразно проведение конкурса профессионального мастерства, где обучающиеся могут продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные по специальности за время обучения в учреждении профессионального образования, активизируется мыслительная деятельность учащихся и студентов, развивается интерес к предмету и выбранной профессии, а также творческое мышление.

В этот период можно также вводить балльно-рейтинговую систему оценивания знаний обучающихся, что позволит создать здоровую конкуренцию в студенческой среде.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конкурентная учебная среда не только создает дух соперничества в процессе обучения, но и активизирует личностные качества обучающихся любого возраста, а также способствует формированию у них знаний, умений и способностей.

Необходимо также помнить, что при формировании личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной учебной среды на любом возрастном этапе стоит особое внимание уделять воспитанию у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы, поскольку нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе [2, с. 378].

Таким образом, нами предложено и обосновано инновационное средство формирования личностной конкурентоспособности – создание конкурентной учебной среды. Показаны конкретные формы и методы работы в конкурентной учебной среде. При этом особое внимание уделяется учету возрастных особенностей учащихся и студентов, как основополагающему педагогическому принципу.

Список используемой литературы


1.    Александрова, Л.М. Среда обучения – компонент образовательной среды [Текст] / Л.М. Александрова, Д.Г. Колодан // Мир психологии. – 2005. – № 1. – С. 210–220.
2.    Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
3.    Андрущак, Г.В. Эффекты сообучения и конкуренция в студенческой среде. Препринт WP10/2005/03 [Текст] / Г.В. Андрющак. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 44 с.
4.    Белкин, А.С. Витагенное образование. Многомерный голографический подход [Текст] /А.С. Белкин, Н.К. Жукова. – Екатеринбург: изд-во УрГППУ, 2001. – 108 с.
5.    Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М.: Academia, 2000. – 187 с.
6.    Белкин, А.С. Создание ситуации успеха [Электронный ресурс] / А.С. Белкин. – Режим доступа: http://www.bishelp.ru/rich/anatomia/sozdaite_situaciu.php?print=1. – Загл. с экрана.
7.    Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст]: хрестоматия / Сост. В.С. Мухина. – М.: Academia, 2001. – 623 с.
8.    Карпенко, М.П. Образовательная среда и интеллектуальный потенциал обучаемых / М.Н. Карпенко, Е.В. Чмыхова, Н.Ф. Шляхта // Инновации в образовании. – 2005. – № 4. – С. 84–103.
9.    Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / В.С. Кукушин. – М.: издательский центр «МарТ», 2006. – 224 с.
10.    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / материалы сайта Департамента образования г. Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php. – Загл. с экрана.
11.    Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. фак., а также слушателей курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
12.    Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст] / М.А. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 190 с.
13.    Сухова, Л.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системно-образующий фактор [Текст] / Л.В. Сухова // ИЯШ. 2007. – № 5. С. 15–18.
14.    Черноушек, М. Психология жизненной среды [Текст]: пер.с чеш. / М. Черноушек. – М.: Мысль, 1989. – 174 с.
15.    Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Сентябрь, 2000 – 125 с.

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"

 


Все стать данного автора


Бесплатное рецензирование и оппонирование научных работ