Применение блиц-игр в процессе экономического образования

Вестник Воронежского государственного университетаЕвплова, Е.В. Применение блиц-игр в процессе экономического образования [Текст] / Е.В. Евплова // Вестник ВГУ: Проблемы высшего образования. – 2013. – № 2. – С. 84–86.

Аннотация. Статья включает различные варианты блиц-игр, которые можно проводить для проверки, закрепления и повторения изученного материала, а также для активизации познавательного интереса обучающихся в процессе экономического образования.

Ключевые слова: блиц-игра, экономическое образование, учебный процесс, обучающиеся, проверка знаний, закрепление знаний, повторение изученного материала.

        

Сакраментальный вопрос образования – «Как учить?» особенно актуально, если речь идет об экономическом образовании. Конечно, можно использовать большое количество разработанных сегодня ролевых и деловых игр, устраивать дебаты, круглые столы и т.д.

Однако интерес к занятию и его эффективность возрастают, когда наряду с подобными формами и методами обучения используются так называемые блиц-игры.

Слово «блиц» (от нем. blitz – молния) имеет два основных значения: 1) устройство, производящее кратковременную яркую вспышку для фотографирования; 2) в шахматах и некоторых играх: партия с очень быстрым контролем времени [2]. Другими словами, блиц означает что-то очень короткое (по времени), молниеносное.

В педагогике блиц-игры – это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку или закрепление знаний [1].

Далее рассмотрим конкретные варианты применения блиц-игр на примере дисциплины «Прикладная экономика».

Данная дисциплина преподается в высших учебных заведениях и направлена на формирование у студентов базовой системы знаний в области прикладной экономики, прочных знаний в области экономики предприятия, а также практического применения знаний, полученных в курсе общей экономической теории.

Однако отметим, что представленные в настоящей статье блиц-игры можно адаптировать под любую экономическую дисциплину.

Как показал практический опыт, весьма интересно проходит блиц-игра «Вставьте слово».

Например, для повторения материала по теме «Организационно-правовые формы предприятий» командам выдаются карточки с текстом, в которых необходимо вставить пропущенные ключевые слова или словосочетания.

Приведем примеры возможных суждений:

1. Предприятие – это самостоятельная …, осуществляющая свою деятельность … и подчиняющаяся … (хозяйственная единица, на территории какого-либо государства, законам данного государства). 

2. Некоммерческое предприятие – предприятие, не имеющее своей целью … и не распределяющее полученную … между … (получение прибыли, прибыль, участниками).

3. Общество с дополнительной ответственностью – общество, участники которого несут ответственность по обязательствам общества своим … в размере, … стоимости их вкладов (имуществом, кратном).

4. Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами, общество, …, которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров (уставный капитал).

5. Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам … (всем принадлежащим им имуществом).

6. Акционерное общество – общество, … которого разделен на определенное число … (уставный капитал, акций).

7. Производственные кооперативы – добровольное объединение граждан для совместной … деятельности, основанное на личном … членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов (производственной или хозяйственной, трудовом участии).

8. Унитарное предприятие – … и … предприятия (государственные и муниципальные).

В рамках темы «Основные средства», изучая физический и моральный износ основных средств, можно провести блиц-игру «Хорошо и плохо». Студенты поочередно заканчивают фразу: «Физический износ основных средств – это хорошо, т.к. …; … – это плохо, т.к. …», «Моральный износ основных средств – это хорошо, т.к. …; … – это плохо, т.к. …».

Для повторения и закрепления материала по нескольким темам можно провести блиц-игру «Цепочка слов».

Студентам необходимо объединить общим словом или словосочетанием перечисленные педагогом экономические термины.

Приведем примеры возможных цепочек слов:

1) малое – среднее – крупное (размер предприятия);

2) сдельная – повременная (заработная плата);

3) высшего звена – среднего звена – низового звена (руководитель);

4) бонусная – льготная – товарообменная – сезонная (скидка);

5) основные – оборотные (средства);

6) закрытое – открытое (акционерное общество);

7) полное – на вере (товарищество);

8) коммерческое – некоммерческое (предприятие);

9) с ограниченной ответственностью – с дополнительной отвественностью (общество);

10) государственная – договорная – закупочная – оптовая – регулируемая – розничная – свободная – фиксированная (цена);

11) внешний – внутренний – государственный (долг).

Можно также провести блиц-игру «Вопрос-ответ», в процессе которой участникам задается вопрос, на который им необходимо быстро и верно ответить.

Вопросы могут быть следующими:

1. Слово в переводе с греческого означает «закон дома», понимается как управление хозяйством (экономика).

2.  Приведите фольклорный пример неудачного бартера (шило на мыло).

3.  Как называется выпуск денег в обращение? (эмиссия).

4. За что, по уверению пословицы, денег не берут? (за спрос).

5. Что делает с рублем копейка? (бережет).

6. Как называется непрерывное движение денег в ходе их использования? (обращение).

7. Не только положительное качество человека, но и стоимость, ценность денежного знака (достоинство).

8. Что рождает спрос? (предложение).

9.  Что дешевеет во время инфляции? (деньги).

10. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (двигатель).

11.  От какого слово произошло слово рубль? (рубить).

Для повышения эффективности работы на занятиях студентам необходимо предоставлять возможность для перерывов, которые также можно проводить с использованием блиц-игр.

Например, проводя блиц-игру «Экономические подсчеты». Участникам необходимо подсчитать ответы на предложенные примеры без использования вычислительной техники. Выигрывает тот студент или команда, которые быстрее и качественнее справятся с заданием.

Примеры могут быть следующими:

25 х 202 =

200 х 380 =

12 х 301 =

700 х 610 =
   

23 х 40 =

125 х 22 =

467 х 57 =

200 х 380 =

 
Можно также провести блиц-игру «Терминологическая разминка». Команды по очереди произносят экономические термины, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова. Называются только существительные в единственном числе. Выигрывает игру команда, назвавшая наибольшее количество терминов.

Пример: АкциЯ – ЯрмаркА – АукциоН – НалоГ и т.д.

В качестве разминки перед началом занятия можно провести блиц-игру «Экономические ребусы». Участникам необходимо разгадать ребусы с зашифрованными экономическими терминами. Ребусы могут быть подготовлены преподавателем заранее или разработаны самими студентами для команд-конкурентов.

Весьма интересно также проходит блиц-игра «Чувствительные люди». Приглашаются студенты, которым предлагается определить на ощупь банкноты/монеты разного достоинства. Студент, определивший наиболее быстро предложенную ему банкноту/монету, считается победителем.

Можно также проводить конкурс «Новая банкнота». Участникам команд нужно нарисовать новую банкноту для существующего или не существующего государства, после этого выполненная работа представляется всей группе.

В заключение хочется процитировать своих студентов: «Если бы я знал, что экономика может быть такой интересной, то пошел бы учиться на экономиста». Пусть же каждый педагог услышит подобные слова от своих обучающихся!


Список используемой литературы:

1. Евплова Е.В. Блиц-игры или как сделать учебный процесс интересным // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 84–87.

2. Толковый словарь русского языка Кузнецова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/3313/%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86. – Загл. с экрана.