Элементы урока: приветствие

Начальная школаЕвплова Е.В.  Элементы урока: приветствие [Текст] / Е.В. Евплова // Начальная школа. – 2013 – № 8. – С. 25–28.

Аннотация: в статье представлены различные техники приветствия обучающихся на занятии: «Приветствие и индивидуальность», «Приветствие-комплимент», «Приветствие-новость», «Неведомое приветствие», «Я рад тебя видеть», «Парное приветствие», «Приветствие на разных языках», «Национальное приветствие», «Приветствие разными частями тела», «Приветствие-пожелание».


Ключевые слова: приветствие, обучающиеся, мотивация к обучению, нетрадиционные методы обучения, техники приветствия и др.


Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников

Ни для кого не секрет, что мотивация к учебе напрямую зависит от отношения субъектов образовательного процесса к обучению. При этом многое зависит от того, как педагог выстроит каждый этап занятия: приветствие, вводную и основную части, заключительную часть, прощание педагога с обучающимися и обучающихся друг с другом.


Для того, чтобы занятия проходили наиболее интересно, педагогу целесообразно внедрять в учебный процесс нетрадиционные методы обучения.


Погружение обучающихся в работу с применением оригинальных  методов проведения занятия должно начинаться еще на этапе знакомства педагога с обучающимися, а также ежедневно на этапе приветствия педагога с обучающимися и обучающихся друг с другом, ведь успех проведения занятия зависит от организации его начала в гораздо большей степени, чем это обычно принято считать.


Далее будут приведены некоторые техники приветствия, которые можно использовать на занятиях.


Всегда интересно и продуктивно выглядит использование техники под названием «Приветствие и индивидуальность». Обучающиеся, перекидывая мяч друг другу, говорят слова приветствия, подчеркивая индивидуальность каждого партнера, например: «Привет! Ты как всегда энергичен и весел!», «Привет! У тебя красивый новый портфель!» и т. д.


Похожей техникой приветствия является «Приветствие-комплимент», когда каждый участник высказывает слова приветствия и похвалу в адрес другого. Например: «Привет! Я рад тебя видеть, ты выглядишь великолепно!», «Привет! У тебя красивые глаза!» и т.д.


Есть еще один вариант приветствия в группе – «Приветствие-новость». Участники произносят слова приветствия группе и делятся какой-либо новостью. Например, «Привет всем! У меня есть отличная новость! Я встретила своего хорошего друга!», «Всем привет! Я сегодня завершила важное дело!», «Привет всем! Я с удовольствием поделюсь с вами отличной новостью! У меня сегодня кошка родила котят!» и т.д.


Еще одним способом приветствия может стать использование техники «Неведомое приветствие». Обучающиеся придумывают неизвестный до этого способ поздороваться на вымышленном языке или используют нестандартные жесты.


Можно также использовать технику «Я рад тебя видеть». Один из обучающихся становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Привет! Я рад тебя видеть!». Оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку первого либо второго, пожимает ее и говорит: «Привет! Я рад тебя видеть!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, а завершается церемония безмолвным крепким троекратным пожатием рук.


Еще один способ, называемый «Парным приветствием». Участники разбиваются на пары, затем приветствуют друг друга. По сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару по часовой стрелке, через одного, и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить ход занятия, можно проиграть различные ситуации и роли, например, беседу со старым другом, встречу с подчиненным или незнакомцем, приветствие человека почтенного возраста или начальника и т.д.


Всегда весело проходит использование техники «Приветствие на разных языках». Педагогу необходимо заранее подготовиться к использованию данной техники – написать на доске или на слайде варианты приветствий на разных языках. Желательно выбрать самые распространенные варианты, чтобы для обучающихся это были знакомые слова или словосочетания. Например, «Salaam aleihum», «Bonjour», «Guten Tag», «Hello», «Shalom», «Buenos dias», «Buon giorno», «Ola» и т.д. Однако обучающимся могут быть интересны и менее известные фразы. При этом желательно написать транскрипцию произношения этих фраз на русском языке.


Завершить данное упражнение следует троекратным произношением слов приветствия на русском языке. Желательно сделать это хором.


Приведем перечень некоторых фраз приветствия на разных языках мира.

Фразы приветствия на разных языках мира:

Азербайджанский Salaam aleihum
Английский     Hello
Арабский     Marhaba
Армянский    Voghdzuyin
Ассирийский     Shlama
Белорусский    Pryvitani
Бенгальский    Nomoskaar
Болгарский    Zdraveite
Боснийский     Zdravo
Венгерский    Jo napot
Гавайский    Aloha
Грузинский    Gamardjobat
Датский            God dag
Еврейский    Shalom
Ингушский    Salam
Испанский    Buenos dias
Итальянский    Buon giorno
Казахский    Salam
Каракалпакский    Assalomu alaikum
Латинский     Ave
Латышский    Sveiki
Литовский    Sveikas
Немецкий    Guten Tag
Португальский    Ola
Румынский    Buna
Сербский    Zdravo
Словацкий    Dobry den
Турецкий    Merhaba
Узбекский    Salaam aleikhem
Финский            Paivaa
Французский    Bonjour
Хинди (Индия)    Namaste
Хорватский    Zdravo
Чеченский    Marsha voghiila
Чешский            Dobry den
Шведский    God dag
Шотландский    Guid mornin
Эсперанто       Saluton
Японский    Konnichi wa

Еще одним похожим вариантом приветствия может быть так называемое «Национальное приветствие». Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев».

Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально и, как правило, заряжает группу положительной энергией.


Еще одним вариантом приветствия обучающихся на занятии может быть «Приветствие разными частями тела». Обучающиеся хаотично передвигаются по аудитории, а педагог называет, какими частями тела им необходимо поздороваться, например, рукой, ногой, головой и т.д. Педагог может придумать и нестандартные варианты: мизинцем левой ноги, ухом, кончиком волос и т.д. Форму приветствия обучающиеся выбирают самостоятельно. Например, машут друг другу, притрагиваются частями тела и т.д.


Также можно начать занятие с техники «Приветствие-пожелание». В данной технике пожелания участников друг другу должны быть короткими, желательно в одно слово. Обучающиеся бросают мяч друг другу и одновременно произносят пожелания на день. Например: «Привет! Желаю тебе сегодня получить пятерку», «Привет! Желаю тебе хорошо понять тему занятия», «Привет! Желаю, чтобы тебя не спросили на проверке домашнего задания» и т.д. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Педагогу при этом необходимо следить за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.


Отметим, что при использовании любой из вышепредставленных техник очень важно, чтобы обучающиеся, говоря друг другу слова приветствия,  называли имя человека, с которым здороваются.


Немаловажно также и то, как завершается занятие. Отметим, что все предложенные в данной статье техники можно адаптировать и использовать на этапе завершения занятия – при прощании обучающихся друг с другом.


В заключение скажем, что перечисленные примеры техник приветствия – это всего лишь небольшая часть из всех доступных: на самом деле вариантов может быть сколько угодно много. Все зависит от фантазии педагога, которому необходимо быть для своих учеников источником света в стране знаний, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет для тех, кто находится рядом.
 
Список используемой литературы
1. Упражнения разминки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/training/indexrz.html. – Загл. с экрана.

 

Все статьи данного автора

 


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ