Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)?

Экономика образованияЕвплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? / Е.В. Евплова // Экономика образования. – 2012. –№ 2. – С. 99–105.

Аннотация: в статье рассмотрены приемы и методы обучения, позволяющие сделать экономическое образование интересным для студентов.

Ключевые слова: экономическое образование, интерес, приемы и методы обучения, студент.

Голова ученика – не сосуд,
который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Ни для кого не секрет, что экономическое образование – одно из важнейших условий успеха в современной жизни. Однако для того, чтобы освоить требуемый материал, необходимо сформировать у обучающихся интерес к изучаемой дисциплине, т.е., принимая во внимания цели обучения, педагог всегда должен быть озабочен тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным.


Г.И. Щукина считает, что интересное занятие можно создать за счет следующих условий: личности педагога, содержания учебного материала, методов и приемов обучения [1].


Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого педагога.


В настоящей статье будут представлены такие методы и приемы обучения, которые позволят сделать преподавание экономики интересным.


Как показал практический опыт, наиболее эффективными для этого являются: метод позиционирования; метод кейсов; выполнение заданий творческого характера; нетрадиционное начало традиционного занятия; дебаты; обучающие анекдоты, афоризмы, пословицы; блиц-игры; эвристические беседы и многое другое.
Рассмотрим более подробно представленные приемы и методы обучения на примере дисциплины «Прикладная экономика».


Данная дисциплина является общепрофессиональной для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)».


Цель дисциплины – формирование у студентов базовой системы знаний в области прикладной экономики, прочных знаний в области экономики предприятия, а также практического применения знаний, полученных в курсе общей экономической теории. Для достижения поставленной цели, необходимо сделать все возможное, чтобы занятия проходили интересно, поскольку интерес – это первая искорка, зажигающая факел любознательности.


Так, интерес к изучению дисциплины во многом зависит от того, насколько эффективно пройдет первое занятие. При первой встрече со студентами целесообразно организовать знакомство в форме тренинга, затем в игровой форме стоит повторить курс общей экономической теории, на котором базируется дисциплина «Прикладная экономика». После этого можно переходить к введению в изучаемый курс: в ходе беседы показать теоретическую и практическую значимость дисциплины для будущей профессиональной деятельности. В конце первого занятия, учитывая положения личностно ориентированного подхода при отборе содержания обучения, следует провести работу в микрогруппах (2–4 чел.). В течение 5–7 мин. студентам необходимо разработать перечень тем, вопросов, которые они хотели бы изучать в рамках данного курса.


На последующих занятиях разработанные студентами вопросы раскрываются преподавателем на лекциях и самими студентами в форме докладов на практических занятиях, а также в процессе совместной деятельности преподавателя и студентов в ходе использования активных и интерактивных методов обучения [2].
Такое задание стимулирует мотивацию к изучению новой дисциплины, т.к. мотивационное влияние может оказать не всякий материал, а лишь тот, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникшим потребностям обучающихся.


Таким образом, на первом занятии создается прочный фундамент для будущей совместной и эффективной деятельности.


Впоследствии интерес к изучаемой дисциплине зависит от того, как начать занятие. В первые минуты внимание студентов самое высокое. Необходимо использовать этот момент, рассказывая что-либо особенно интересное. Можно задать вопрос, который заставит слушателей задуматься, привести данные статистики или рассказать интересный факт.


Например, начиная тему «Предприятие в системе рыночных отношений», можно рассказать студентам, что всем известная компания «Apple» была зарегистрирована 1 апреля и первый компьютер фирмы стоил 666 долларов 66 центов, а владельцы самой успешной в Америке фирмы по производству мороженого пришли в этот бизнес, пройдя специализированные курсы за 5 долларов [3].


В рамках темы «Инвестиции и инвестиционные решения» студентам можно рассказать об интересном эксперименте: перед цирковой обезьянкой положили 30 кубиков с названиями компаний, размещающих акции на бирже. Она выбрала 8 кубиков, и из этих акций был сформирован инвестиционный портфель. По итогам года данный портфель показал более высокую доходность, чем инвестиции 94 % российских коллективных управляющих [4].


Поскольку в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им по-прежнему стоит уделять достаточное внимание. Однако используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, невозможно сформировать интерес к изучению экономической дисциплины, в связи с этим целесообразно использовать лекции вдвоем, бинарные лекции, активные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции-шоу, лекции-визуализации, лекции-ситуации и т.п.


Правила проведения подобного вида лекций широко описаны в методической литературе, и в данной статье не стоит останавливаться на их характеристике.


Впрочем, в какой бы форме ни проходило лекционное занятие, в процессе его проведения студенты не могут сосредоточить свое внимание более чем на 20 мин. Зная это, данный факт можно развернуть в свою пользу. Так, через каждые четверть часа целесообразно разнообразить лекцию пословицей, цитатой, афоризмом или анекдотом по теме занятия. Подобного рода материал можно найти на сайте «Бизнес-цитатник» [5].


Приведем несколько примеров удачно подобранных афоризмов и анекдотов экономической тематики.


Изучая вопрос ликвидации и банкротства юридических лиц, можно привести высказывание Д. Валентайнка, который говорил, что «все компании, выходящие из бизнеса, делают это по одной и той же причине: у них кончаются деньги». Рассматривая тему «Основные средства предприятия», целесообразно процитировать О.В. Козлову, которая считает, что «технический прогресс, изменяя базу производства, настоятельно требует изменения в процессе управления». В рамках темы «Оборотные средства предприятия» можно произнести слова А. Декурселя: «Деньги для людей умных составляют средства, для глупцов – цель». Поднимая вопрос кругооборота оборотных средств, целесообразно цитировать Б. Франклина, который говорил, что «деньги обладают способностью размножаться». В рамках темы «Процесс формирования кадров предприятия» студентам можно рассказать следующий анекдот: «Сколько человек здесь работает? С бригадиром – 10. А без бригадира? А без бригадира вообще никто не работает». Тему «Организации и оплаты труда» также можно разнообразить удачно подобранным анекдотом. Например, сотрудник начальнику: «Я считаю, что моя зарплата не соответствует моему образованию и опыту работы». Начальник: «Я согласен. Но не могу же я заставить вас жить впроголодь».


При этом важно не просто процитировать известные выражения или рассказать анекдот, а обсудить со студентами смысл каждой фразы, студенты должны четко понимать, почему то или иное высказывание было произнесено в рамках определенной темы.


Поскольку в курсе «Прикладная экономика» много сложного теоретического материала, для облегчения его изучения можно воспользоваться методом позиционирования. Для этого студенты разделяются на 4 группы: понятия, схемы, вопросы, тесты. Каждой группе выдается лекционный материал, который необходимо изучить, а затем переработать в соответствии с занимаемой позицией. После выполнения данного задания группа выступает перед аудиторией с полученными результатами.


Особенно важно при изучении дисциплины «Прикладная экономика» проводить дебаты, т.к. в данном курсе много проблемных тем.


Например, в процессе изучения темы «Фирменное название и фирменный стиль предприятия» можно провести дебаты на тему «Нестандартные названия для предприятий». Студентам необходимо разделиться на две группы – противники и защитники использования нестандартных названий для предприятий. В течение 5–7 мин. студенты обсуждают основные положения защищаемой позиции внутри своей микрогруппы, после чего начинаются дебаты.
На одном из практических занятий в соответствии со всеми правилами проводятся дебаты на тему «Роль государства в развитии малого бизнеса». Одна команда отстаивает мнение, что в России созданы все условия для развития малого предпринимательства, а другая команда – оспаривает данную позицию.


Интерес к изучению экономической дисциплины стимулируют и эвристические беседы, в процессе которых преподаватель путем постановки перед студентами определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т.п. [6, с. 109].


Так, изучая тему «Качество и конкурентоспособность товара» можно провести эвристическую беседу «Качество важнее цены?», в ходе проведения которой преподаватель должен выступать в роли модератора процесса общения.
Как показал практический опыт, в процессе экономического образования для студентов весьма интересно выполнять различные творческие задания.


Так, изучая тему «Фирменное название и фирменный стиль предприятия» можно дать студентам следующее задание: придумать перспективное название для предприятия и разработать товарный знак (логотип) вновь созданного предприятия. Изучая тему «Продвижение нового товара на рынок», студентам можно дать коллективное творческое задание по разработке идей продвижения на рынок, например, новых сортов мороженого.
К одному из видов творческих заданий относится и написание сочинений или эссе.


Студентам предлагается написать сочинение на одну из тем экономической направленности: 1. Экономика 2025 года. 2. Малый бизнес – основа инновационного развития страны. 3. Инвестиции как залог успеха. 4. Свободная тема и др.


В последнее время в образовательной сфере все чаще используется такой метод, как мозговой штурм, занявший достойное место и в процессе экономического образования.


Изучая тему «Себестоимость и цена товара» можно провести мозговой штурм «Как снизить себестоимость товара, сохранив высокое качество выпускаемых изделий». Аналогично можно провести мозговой штурм «Как сделать цену товара привлекательной для покупателя».


Важное место при изучении дисциплины «Прикладная экономика» отводится методу проблемного обучения, который можно представить студентам в форме специально разработанных кейсов.


Например, изучая тему «Качество и конкурентоспособность товара», целесообразно организовать работу с мини-кейсами. Для этого студентам необходимо самостоятельно или в группе изучить материал кейса (конкретные истории из жизни потребителей, столкнувшихся с некачественными товарами), а затем предложить наиболее эффективный способ решения представленной проблемы.


Метод позиционирования, кейс-методы, мозговой штурм, дебаты и многое другое, безусловно, являются эффективными методами обучения, однако их применение требует больших временных затрат как в процессе подготовки к занятию, так и на самом занятии.


Для эффективного разрешения представленной проблемы мы предлагаем проводить блиц-игры.


В педагогике блиц-игры – это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку или закрепление знаний.


Блиц-игры одинаково результативно можно использовать на разных этапах учебного занятия – в начале, в ходе изложения нового материала, при закреплении знаний.


Так, в процессе изучения темы «Организационно-правовые формы предприятия» можно провести блиц-игру «Художник». Педагог называет одному из студентов какую-либо из ранее изученных организационно-правовых форм, а он, в свою очередь, изображает данную форму организации предприятия на доске. Остальные студенты пытаются догадаться, что было загадано. После того как слово правильно отгадано, «художник» называют его точное определение.


В рамках темы «Трудовые ресурсы и оплата труда» можно провести блиц-игру «Хорошо и плохо». Студенты поочередно заканчивают фразу: «Повременная форма оплаты труда – это хорошо, т.к. …; … – это плохо, т.к. …», «Сдельная форма оплаты труда – это хорошо, т.к. …; … – это плохо, т.к. …».


Изучая тему «Инвестиции и инвестиционные решения», целесообразно провести блиц-игру «Инвестиции в знания». Студентам, играющим роль инвесторов, объявляется, что существует три типа инвестиционных проектов – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Каждый проект имеет свою цену – 100 монет, 200 монет и 300 монет соответственно. При этом оговаривается, что степень сложности вопроса или задания, относящихся к данным типам инвестиционных проектов, также варьируется. «Инвесторы» выбирают инвестиционный проект и получают соответствующий вопрос или задание. Если «инвестор» дает верный ответ, то его капитал увеличивается на стоимость задания; при неверном ответе капитал на эту же сумму уменьшается. Данную игру целесообразно начать с высказывания М. Барщевского: «Рынки нестабильны. Инвестируйте в себя».


После каждого раздела/модуля изучаемой дисциплины можно проводить экономическую викторину или экономический брейн-ринг. Подобные формы проведения занятия способствуют эффективной проверке и закреплению знаний.


В заключение хочется процитировать своих студентов: «Если бы я знал, что экономика может быть такой интересной, то пошел бы учиться на экономиста». Пусть же каждый педагог услышит подобные слова от своих обучающихся!

Список используемой литературы:

1. Наследие педагогов-ученых прошлого: Г.И. Щукина (1908–1994) [Электронный ресурс]. – http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2/Plashkova.htm. – Загл. с экрана.
2. Кузовенко О.Е. Компетентностно ориентированная экономическая подготовка будущих педагогов в образовательном процессе вуза / О.Е. Кузовенко // Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. изд.: в 6 т. / под общ. ред. А.Ф. Аменда. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – Т. 3: Подготовка и повышение квалификации педагогов. – С. 223–311.
3. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса / О.А. Исаева. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. – 351с.
4. Музей фактов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzey-factov.ru/tag/economics. – Загл. с экрана.
5. Бизнес-цитатник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business-citation.ru/. – Загл. с экрана.
6. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / В.А. Скакун. – М.: Форус: Инфра-М, 2008. – 208с.


Похожие материалы

Проведение навыковых тренингов в процессе преподавания дисциплины "Теория организации и организационное поведение"

Умным быть можно, или Особенности организации работы в НОУ

Экономическое образование: чему и как учить?

Применение блиц-игр в процессе экономического образования