Использование блиц-игр на уроках в общеобразовательной школе

Евплова Е.В. Использование блиц-игр на уроках в общеобразовательной школе [Текст] / Е.В. Евплова // Управление введением в действия Федеральных государственных образовательных стандартов как основа непрерывности общегообразования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. Ч.2. – Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2013. – С. 29–32.

Аннотация. Статья включает различные варианты блиц-игр, которые можно проводить для проверки, закрепления и повторения изученного материала, а также для активизации познавательного интереса обучающихся.

Интерес к занятию и его эффективность возрастают, когда наряду с классическими методами обучения используются так называемые блиц-игры.

В педагогической сфере данный термин, к сожалению, не является распространенным и общепринятым, однако сами того не подозревая блиц-игры активно применяют многие практикующие педагоги.


Слово «блиц» (от нем. blitz – молния) имеет два основных значения: 1) устройство, производящее кратковременную яркую вспышку для фотографирования; 2) в шахматах и некоторых играх: партия с очень быстрым контролем времени [3]. Другими словами, блиц означает что-то очень короткое (по времени), молниеносное.

В педагогике блиц-игры – это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку или закрепление знаний [1].

Такие игры одинаково результативно можно использовать как в начальной и средней школе, так и в процессе профессионального образования, причем на разных этапах учебного занятия – в начале, в ходе изложения нового материала, при закреплении знаний.

Перейдем непосредственно к описанию возможных блиц-игр.

1. Блиц-игра «Займи позицию» [2].
Игра начинается с постановки вопроса, который озвучивает педагог. Участники, подумав над вопросом, должны занять позицию – то есть подойти к одной из табличек, заранее размещенных педагогом в разных частях кабинета. Заняв позицию, участники аргументируют свой выбор. При этом любой обучающийся может свободно поменять позицию. После чего педагог озвучивает верный ответ и награждает специальными жетонами победителей.


Прототипом этой игры является обычное тестирование с выбором одного верного ответа, однако, переродившись в блиц-игру, закрепление и проверка знаний происходит в активной, позитивной форме.

2. Блиц-игра «Инвестиции в знания».
Обучающимся, играющим роль инвесторов, объявляется, что существует три типа инвестиционных проектов – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Каждый проект имеет свою цену – 100 монет, 200 монет и 300 монет соответственно. При этом оговаривается, что степень сложности вопроса или задания, относящихся к данным типам инвестиционных проектов, также варьируется. «Инвесторы» выбирают инвестиционный проект и получают соответствующий вопрос или задание. Если «инвестор» дает верный ответ, то его капитал увеличивается на стоимость задания, при неверном ответе капитал на эту же сумму уменьшается.


Данную игру можно начать с высказывания М. Барщевского «Рынки нестабильны. Инвестируйте в себя».

3. Блиц-игра «Кубик» [4].
На шести гранях специально подготовленного игрового кубика расположены названия пройденных тем. Обучающиеся индивидуально или в команде подбрасывают кубик, получая от педагога вопросы соответствующей темы. Данная игра направлена на повторение и закрепление знаний по определенным разделам дисциплин.

4. Блиц-игра «Волшебные карточки» [там же].
Педагог готовит два вида карточек, на одних карточках изложено определение понятий, на других написаны термины. Карточки перемешиваются и раскладываются чистой стороной вверх. Задача обучающихся, открывая по две карточки, отыскать пары. Данная игра направлена на закрепление знаний, а также на тренировку памяти и внимания.

5. Блиц-игра «Лото» [там же].
Педагог готовит карточки по типу знакомого всем лото, размещая в клетках изученные термины. Ведущий игры читает определение понятий, а обучающиеся, в свою очередь, закрывают необходимые клетки на игровом поле.

При этом правила данного блица аналогичны правилам, предъявляемым игре «Лото»: участники выкупают карточки (цена карточки – 100 монет), беря кредит в банке под 50 % годовых. После приобретения каждым участником необходимого количества карточек, игроки делают ставки (50 монет). Если игрок закрывает все ячейки верхней строки, то остальные игроки увеличивают ставки на кон удвоением. Если игрок заполняет среднюю строку карточки, то забирает себе третью часть общей ставки на кон, а участники делают повторные ставки. Если игрок заполняет нижнюю строку карточки, то забирает себе половину общей ставки, а участники делают повторные ставки. Победителем игры становится тот участник, который первым закроет всю карточку, забрав кон. В случае неправильного заполнения карточки или строки участник платит штраф.

Такая блиц-игра активизирует мыслительную деятельность, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность.

6. Блиц-игра «Физкульт-привет».
Группа обучающихся разделяется на две и более команды. После чего им выдаются «эстафетные палочки» – листы бумаги, свернутые в виде веера. Участники команд по очереди отвечают на вопросы, изложенные на гранях веера, передавая друг другу «эстафетную палочку». Выигрывает та команда, которая первая и наиболее верно ответит на все вопросы.


Данная блиц-игра превращает проверку знаний из скучного написания контрольной работы или опроса в увлекательную деятельность соревновательного характера, которая побуждает личную заинтересованность обучающихся.

7. Блиц-игра «Поле чудес».
Игра проходит по типу известного всем развлекательного шоу. Ведущий загадывает слово (словосочетание), указанное на доске, формулируя конкретный вопрос. Участники игры (индивидуально или в команде) называют букву алфавита, которая, как они считают, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть в слове, то она открывается на табло, а игрок получает определенное количество баллов (если таких букв несколько, то баллы начисляются за каждую). Выигрывает тот игрок, который отгадает слово целиком.
Данная игра позволяет обобщить и систематизировать знания по теме, разделу или всей дисциплине.

8. Блиц-игра «Загадка».
Участникам игры произносят загадку по теме занятия. Выигрывает игрок отгадавший загаданное слово. Аналогично могут придумать загадки и сами обучающиеся, загадав их друг другу или педагогу. Такая блиц-игра способствует развитию творческих способностей и смекалки.

9. Блиц-игра «Экспромт».
Обучающимся необходимо написать стихотворение, используя изученные на занятии термины. Данная игра не только способствует развитию творческих способностей обучающихся, но и помогает закрепить знания по теме.

10. Аналогично блиц-игре «Экспромт» проводится блиц-игра «Синквейн».
Обучающимся необходимо написать четверостишие по изученной теме, придерживаясь определенной структуры: 1) написать два прилагательных, ассоциирующихся с темой; 2) написать три глагола, деепричастия, ассоциирующихся с темой; 3) написать предложение из четырех слов по теме; 4) написать синоним данной темы.
Такая игра хороша тем, что позволяет не только закрепить знания, но и стимулировать познавательную деятельность обучающихся, активизирует интерес к предмету.

11. Блиц-игра «Художник».
Педагог называет одному из обучающихся какое-либо из изученных понятий, а он, в свою очередь, изображает данное понятие на доске. Остальные обучающиеся пытаются догадаться, какое понятие было загадано. После того как слово правильно отгадано, обучающиеся называют его точное определение.

12. Блиц-игра «Реклама».
Участникам игры необходимо разработать и представить устную рекламу изученным на занятиях терминам, объектам, явлениям, событиям или теме в целом.

В результате выполнения данного задания обучающиеся лучше усваивают пройденный материал, а в процессе презентации рекламы развиваются их коммуникативные способности.

Следует отметить, что представленные в данной статье блиц-игры – лишь часть возможных. Их количество и разновидность полностью зависит от фантазии педагога.

Список используемой литературы:
1. Евплова Е.В. Блиц-игры или как сделать учебный процесс интересным // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 84–87.
2. Обучение профессиональным навыкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law.edu.ru/script/cntsource.asp?cntID=100013631. – Загл. с экрана.
3. Толковый словарь русского языка Кузнецова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/3313/%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86. – Загл. с экрана.
4. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_1_11.html. – Загл. с экрана.

Похожие материалы

Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным?

Применение блиц-игр в процессе экономического образования

 

Все статьи данного автора

 


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ