Состояние и развитие проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога в психолого-педагогических диссертационных исследованиях

Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"

Аннотация. В статье представлен анализ состояния и развития проблемы конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения в психолого-педагогических диссертационных исследованиях.

Ключевые слова: конкурентоспособность, студент, будущий специалист, педагог, будущий педагог профессионального обучения.

Важное место в изучении проблемы формирования конкурентоспособности будущего специалиста отводится анализу состояния и развития исследуемой проблемы в психолого-педагогических диссертационных исследованиях.


Так, общий анализ диссертационных исследований, посвященных формированию конкурентоспособности у подрастающего поколения, позволяет сделать вывод, что в России интерес у соискателей ученых степеней к данной проблематики возник лишь в начале XXI в. Причем авторами диссертационных исследований данная проблема рассматривается на разном уровне: конкурентоспособность школьника, конкурентоспособность учащегося НПО и СПО, конкурентоспособность студента вуза (будущего специалиста), конкурентоспособность рабочего, конкурентоспособность специалиста и др.


Из перечисленных направлений в аспекте нашего исследования представляется наиболее приоритетной изучение данной проблемы на уровне подготовки будущих специалистов. Однако анализ именно этого направления исследования указывает, что на сегодняшний день были защищены не более 30 диссертационных работ по данной тематике. При этом ни одно из рассмотренных нами диссертационных исследований не было посвящено проблеме формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения.

В целях оценки состояния изучаемой проблемы в научно-педагогических исследованиях целесообразно перечислить диссертации, которые показались нам наиболее интересными и важными (табл. 1).

Таблица 1

Психолого-педагогические диссертационные исследования,
освещающие вопросы формирования/развития конкурентоспособности подрастающего поколения (2000–2011 гг.)

Год

защиты

Тема диссертационного исследования

Ф.И.О.

диссертанта

Место

защиты

2000

Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе

Ширабоков Сергей

Николаевич

Омск

2002

Формирование конкурентоспособности будущих педагогов

Власова

Арина

Алексеевна

Калининград

2003

Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования

Оганесов

Владимир

Армаисович

Ставрополь

2004

Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности

Чупрова

Ольга

Федоровна

Иркутск

2004

Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе

Ангеловский Алексей

Анатольевич

Магнитогорск

2005

Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе

Соловьева

Юлия

Владимировна

Оренбург

2005

Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета

Максимова

Елена

Валерьевна

Оренбург

2007

Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ

Туктаров

Фархад

Рубиндарович

Растов-на-Дону

2007

Индивидуально-психологические особенности развития конкурентоспособности личности

Токарева

Елена

Владимировна

Москва

2007

Влияние ценностных ориентаций на формирование конкурентоспособности личности студентов

Шевченко

Инна

Ивановна

Махачкала

2007

Педагогическая интеграция как фактор повышения конкурентоспособности будущего специалиста в условиях обучения в высшей школе

Архипенко Марина

Александровна

Елец

2008

Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза

Шуткина

Жанна

Александровна

Нижний

Новгород

2008

Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза

Астапенко

Елена

Васильевна

Красноярск

2008

Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза

Сливина

Татьяна

Анатольевна

Красноярск

2008

Психологическое сопровождение развития конкурентоспособной личности студента

Плугарева Анастасия Владимировна

Пятигорск

2009

Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета

Мезинов

Владимир

Николаевич

Елец

2010

Формирование конкурентоспособности личности студентов в образовательном процессе вуза

Котикова

Дарья

Александровна

Нижний

Новгород

2010

Организационно-педагогические условия становления конкурентоспособного преподавателя вуза

Бибик

Инна

Анатольевна

Комсомольск-на-Амуре

2010

Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы

Гришин

Алексей

Владимирович

Челябинск

2010

Формирование экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда

Любченко

Ольга

Андреевна

Москва

2011

Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям в процессе коммуникативной деятельности

Файзрахманов

Ирек

Магсумович

Йошкар-Ола



Нами отмечен тот факт, что если в 2000–2005 гг. защищалось в среднем по 1–2 диссертации на интересующую нас тему, то с 2007 г. существенно увеличилось количество защиты подобных работ, что, в свою очередь, подтверждает возросший интерес к изучению данной темы. География защиты достаточно широка и равномерна по стране: Омск, Калининград, Ставрополь, Иркутск, Магнитогорск, Калуга, Растов-на-Дону, Пятигорск, Комсомольск-на-Амуре, Челябинск, Йошкар-Ола и др. При этом наибольшее количество защиты по интересующей нас тематике проводилось в Москве, Оренбурге, Красноярске, Нижнем Новгороде.


Подобный анализ по году и месту защиты свидетельствует о достаточно стабильном, а в последнее время и возросшем интересе к данной проблеме по всей стране.


Как видно из таблицы (табл. 1), авторы диссертационных исследований затрагивают следующие два основных вопроса: формирование или развитие конкурентоспособности будущих специалистов (М.ААрхипенко, В.А.Оганесов и др.) и формирование или развитие конкурентоспособности личности (Е.В.Астапенко, Д.А.Котикова, А.В.Плугарева, Т.А.Сливина, Е.В.Токарева, Ф.Р.Туктаров, И.И.Шевченко и др.).


При этом были обнаружены диссертационные исследования, в которых рассматриваются не проблемы формирования (развития) конкурентоспособности личности или будущего специалиста, а конкурентоспособность студента в целом (А.А.Ангеловский, Г.К.Максимова, Ю.В.Соловьева, Ж.А.Шуткина и др.).


Отмечено также и то, что широкое распространение получили работы посвященные формированию или развитию конкурентоспособности специалистов конкретной сферы. Приведем примеры некоторых из таких диссертационных исследований: формирование конкурентоспособности студента экономического профиля (Н.Н.Колобкова), саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов (Ю.В. Андреева), формирование конкурентоспособности будущего специалиста-психолога (М.М.Шехтер), обеспечение конкурентоспособности специалиста экономического профиля (Т.Н.Ващило), формирование конкурентоспособности специалистов гостиничного сервиса (Н.В.Корнейченко) и др.


Мы считаем, что сужение проблемы формирования/развития конкурентоспособности будущего специалиста до области конкретного вида деятельности является более грамотным, т.к. составляющие конкурентоспособности специалиста одной сферы не могут и не должны совпадать с составляющими конкурентоспособности специалистов другой сферы, в связи с этим и способы решения проблемы должны быть сугубо специфичными.


В аспекте нашего исследования важными являются диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук И.А.Бибик [1], А.А.Власовой [2], О.А.Любченко [4], И.М.Файзрахманова [6], О.Ф.Чупровой [7], С.Н.Широбокова [8], а также диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук А.И.Гришина [3], В.Н.Мезинова [5].


Несмотря на то, что содержание и формирование конкурентоспособности педагога общеобразовательной школы, ссуза, вуза a priori не может быть одинаково, тем не менее для всестороннего изучения исследуемой проблемы мы позволили себе проанализировать данные научные исследования.


Так, И.А. Бибик считает, что «одной из задач современной высшей школы является подготовка компетентного, мобильного, конкурентоспособного специалиста» [1, с. 3]. По мнению автора, важнейшим условием эффективности подготовки специалистов такого уровня является наличие корпуса конкурентоспособных преподавателей. Как справедливо отмечает автор, современные требования, связанные с необходимостью становления конкурентоспособного преподавателя остаются неучтенными. Решение данной проблемы автор видит в усовершенствовании системы дополнительного образования.


Подобная точка зрения весьма оправдана, однако, на наш взгляд, более целесообразно осуществлять формирование конкурентоспособности будущего педагога в процессе обучения в вузе, а не перекладывать столь тяжелую задачу на систему дополнительного образования.


С.Н. Широбоков справедливо отмечает, что «особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности делает проблему подготовки будущих учителей одной из приоритетных» [8, с. 3]. Автор диссертационного исследования считает, что одной из задач современной высшей школы является задача подготовки компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. С.Н. Широбоков делает попытку адаптировать зарубежный опыт оценки и подготовки конкурентоспособного специалиста к практике отечественных вузов, что, на наш взгляд, является малоэффективным и даже недопустимым, т.к. система подготовки кадров, тем более педагогических, пока еще кардинально отличается от зарубежной практики.


В свою очередь, О.Ф. Чупрова, подчеркивая актуальность формирования конкурентоспособности у будущего учителя, говорит о том, что «опережение профессиональным педагогическим образованием запросов общеобразовательной практики, развитие рыночных отношений в сфере образования и модернизация российского образования невозможны без пересмотра определенных взглядов на подготовку современного учителя» [7].

Автор диссертационного исследования предлагает приобщать студентов к экспертно-аналитической деятельности с целью формирования конкурентоспособности будущего учителя. На наш взгляд подобная попытка малоэффективна, т.к. является узконаправленной.


В проанализированных ранее диссертационных исследованиях отмечалось, что формировать конкурентоспособность у будущего учителя/педагога необходимо для подготовки конкурентоспособного подрастающего поколения.


Другая точка зрения на исследуемую проблему представлена в диссертационных работах А.А.Власовой [2], А.В.Гришина [3], О.А.Любченко [4], В.И.Мезинова [5], И.В.Файзрахманова [6] и др.

Перечисленные авторы рассматривают конкурентоспособность будущего учителя/педагога как способность выдержать конкуренцию (при приеме на работу, в процессе профессиональной деятельности, коммуникативной деятельности и т.д.). Мы не можем полностью согласиться с данной позицией, т.к. считаем, что способность выдержать конкуренцию – лишь одна грань конкурентоспособного специалиста. Наиболее важно, по нашему мнению, готовить конкурентоспособного специалиста к созидательной, инновационной деятельности, высокопроизводительного труда, высокого качества результата своей деятельности.

Знакомство с указанными работами позволяет сделать вывод об актуальности исследуемой проблемы. Однако данные работы носят большей частью рекомендательный и регламентирующий характер. Несмотря на обширность представленного в них материала, а также предложенных рекомендаций, они не решают в полной мере проблему формирования конкурентоспособности, тем более у будущего педагога профессионального обучения. К тому же с момента издания данных трудов в значительной степени изменилась социально-экономическая ситуация в стране, следовательно, изменились и требования к будущим специалистам, в том числе и к будущим педагогам профессионального обучения.

Список используемой литературы
1. Бибик И.А. Организационно-педагогические условия становления конкурентоспособного преподавателя вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2010. – 168 с.
2. Власова А.А. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. – Калининград, 2002. – 182 с.
3. Гришин А.И. Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы [Текст]: дис. … док. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 423 с.
4. Любченко О.А. Формирование экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. – Москва, 2010. – 189 с.
5. Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета [Текст]: дис. … док. пед. наук. – Елец, 2009. – 517 с.
6. Файзрахманов О.А. Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям в процессе коммуникативной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2010. – 183 с.
7. Чупрова О.Ф. Формирование конкурентоспособности личности учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности [Текст]: дис. … кан. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 207 с.
8. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2000. – 188 с.

Похожие материалы:

Раздел "Конкрентология"