Геймификация как средство повышения мотивации к обучения

Евплова Е.В. Геймификация как средство  повышения мотивации к обучения [Текст] / Е.В. Евплова // Одинцовские чтения. – М.: 2013.


Мы имеем огромный образовательный потенциал.
 Педагог способен его реализовать,
ему нужно предложить
эффективные технологии и не мешать.
В.В. Давыдов

Как привить обучающимся интерес к обучению?
Как активизировать их познавательную деятельность на занятиях?
Как сделать учебный процесс наиболее результативным?

Наверняка подобные вопросы встают перед каждым практикующим педагогом. Другими словами, принимая во внимание цели обучения, педагог всегда задумывается над тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для обучающихся, т.е. как повысить их мотивацию к обучению.

Мотивация к обучению – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.


Уровень мотивации к обучению напрямую зависит от отношения субъектов образовательного процесса к обучению.

Выделяют три типа отношения к обучению – положительное, безразличное и отрицательное.

Рассмотрим два наиболее полярных друг по отношению к другу – положительное и отрицательное отношение к обучению.

Положительное отношение к обучению характеризуется активностью обучающихся в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение к обучению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, отсутствие нацеленности на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к образовательному учреждению и педагогам [1].

Процесс формирования мотивации к обучению должен стать значительной долей работы любого педагога, поскольку решение проблемы низкой мотивации к обучению будет способствовать улучшению качества образования, положительному отношению обучающихся к процессу обучения, росту авторитета образовательного учреждения, педагога и многому другому.

В этом случае на помощь педагогу может прийти геймификация (gamification) – применение игровых элементов и техник для решения неигровых задач.

Суть геймификации учебного процесса состоит в том, чтобы использовать склонность человека к игре как ключ к вовлечению в процессы обмена и потребления информации.

Геймификация учебного процесса напоминает компьютерную игру, когда за каждое правильно выполненное задание участнику начисляется определенное количество баллов, которыми игрок распоряжается по своему усмотрению.

В компьютерных играх даже самые рутинные действия воспринимаются не с такой неприязнью, как в жизни.

Конечно, они тоже рано или поздно надоедают, но разработчикам удается заставлять игроков делать подчас рутинную работу и получать от этого удовольствие.

Нельзя ли взять и из неприятной для многих обучающихся рутины, например, из процесса обучения, сделать игру? Не станет ли учебная деятельность приятнее, если за хорошие дела (достижения в учебе, активность на занятии, высокие оценки и т.д.) начнут давать баллы, которые они могут использовать как бонусы и обменивать их, в последствии, например, на подсказку во время экзамена, пропуск занятия, преимущество в следующей игре и т.д.?

Отметим, что геймификация отличается от дидактических игр тем, что специально разработанные игровые элементы и техники пронизывают весь процесс обучения, за каждое выполненное игровое задание обучающимся начисляются баллы.

Как показал практический опыт, обучающиеся с удовольствием участвуют в таких играх, преимущество которых в том, что во время игры участники занимаю активную позицию, что способствует повышению мотивации к обучению и более эффективному закреплению знаний.

Наряду с деловыми и ролевыми играми, геймификация учебного процесса способствует развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся и т.д.

Достоинство геймификации еще и в том, что данную технологию одинаково результативно можно использовать как в начальной и средней школе, так и в процессе профессионального образования, причем на всех этапах учебного занятия: в начале, в ходе изложения нового материала, при закреплении знаний.

Для того чтобы реализовать идею геймификации как средства повышения мотивации к обучению, необходимо разработать методические рекомендации для преподавательского состава образовательных учреждений, которые будут включать в себя систему игр, викторин, конкурсов, а также систему вознаграждений, бонусов и начисления баллов. Разработанные материалы сможет использовать любой практикующий педагог, адаптируя рекомендации под особенности преподаваемого им предмета.

Список используемой литературы


1. Попова, Н.В. Мотивация учебной деятельности учащихся. Дифференцированный подход к обучению. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508356/. – Загл. с экрана.