Экономическое образование как средство подготовки конкурентоспособного специалиста высшего профессионального образования

Евплова Е.В. Экономическое образование как средство подготовки конкурентоспособного специалиста высшего профессионального образования [Текст] / Е.В. Евплова // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи: сб. научных трудов / под. общ. ред. А.Ф. Аменда, А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – С. 401–415.

«Бережливость похвальна, если она не сродни скупости,
а напротив, сопряжена с щедростью.
Бережливость без щедрости приводит к корыстолюбию,
а щедрость без бережливости – к мотовству».
Пенн Вильям

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Сегодня, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос, только конкурентоспособный специалист востребован на рынке труда. В связи с чем, основной задачей учреждений высшего профессионального образования является подготовка и выпуск компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста.


В педагогическом энциклопедическом словаре конкурентоспособный специалист – это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач [13].


В настоящее время в России понятие «конкурентоспособность» применительно к сфере образования только начинает входить в научную и учебную литературу и деловую жизнь.


Изучению конкурентоспособности специалиста посвятили свои исследования Б.С. Алишев,  В.И. Андреев, Г.В. Альмухомедова, Н.А. Вагапова, Л.Б. Габдулина, С.П. Дырин, В.С. Суворов и др. Но данная проблема остается недостаточно разработанной, т.к. нет единства в понимании некоторых теоретико-методологических вопросов, слабо изучены процессы формирования и развития конкурентоспособности специалистов.


О недостаточности теоретической разработки данной проблемы свидетельствует и то, что в государственных стандартах, в документах в области образования понятие «конкурентоспособный специалист» не нашло адекватного отражения. Однако подписанная Россией Болонская декларация (1999 г.) наглядно демонстрирует необходимость внедрения и развития данного понятия применительно к сфере образования. В Болонской декларации фигурируют два ключевых понятия: качество подготовки специалистов и его конкурентоспособность на рынке труда.


Конкурентоспособность на рынке труда зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре общества. Большое значение при этом имеет уровень его экономического образования. Ведь экономическое образование сегодня – одно из важнейших условий успеха в современной жизни, а, следовательно, одно из важнейших средств подготовки конкурентоспособного специалиста.


Вопросами экономического образования в разное время занимались такие исследователи как А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, И.Б. Иткин, Н.П. Кулакова, В.К. Розов, И.А. Сасова и др. В своих исследованиях они рассматривали разные аспекты экономического образования. Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова рассматривали экономическое образование как часть элемента трудового воспитания, В.К. Розов как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания, А.Ф. Аменд, И.Б. Иткин, И.А. Сасова экономическое образование рассматривали как самостоятельное направление и как составная часть системы воспитания.


Но, отдавая должное этим исследованиям нельзя не отметить, что новые социально-экономические условия требуют изменения традиционных подходов к экономическому образованию. Возникает острая необходимость развития у обучающихся по средством экономического образования таких качеств как компетентность и профессиональная мобильность, целеустремленность и уверенность в своих силах, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, т.е. развитие качеств конкурентоспособной личности.


В связи с этим появляется необходимость в разработке путей подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования, формировании нового экономического мышления у будущих конкурентоспособных специалистов, соответствующего измененным условиям жизни.


Столкнувшись с недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы исследования, мы сочли необходимым выявить особенности подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования.


Термин «подготовка» в психолого-педагогическом словаре трактуется как «формирование и обогащение установок, знаний и умений, необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач» [15, c. 344]. Таким образом, понятие «подготовка» рассматривается как процесс (обучения и учения) и результат этого процесса (компетентность, знания, умения).


Говоря об особенностях подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования, необходимо учитывать, что в процессе данного вида деятельности необходимо не только сформировать экономические знания, умения, навыки, но и конкурентоспособные качества личности. В связи с чем содержательный план подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования состоит из двух направлений: экономическая подготовка с основами предпринимательской деятельности и подготовка, связанная с формирование качеств конкурентоспособного специалиста.


Говоря об особенностях экономической подготовки, необходимо помнить – главная особенность в том, что содержание отобранного и используемого материала должна привлекать обучающихся своей реальность, востребованностью и перспективностью. Эффективность экономического образования во многом зависит от наличия современной материально-технической базы, состояния информационной базы, уровня компетентности педагогов.


Экономическое образование будет более эффективным, если оно отвечает следующим принципам: наглядности, доступности, убедительности.


В свою очередь в дополнении к вышеперечисленному для подготовки конкурентоспособного специалист необходимо использования принципа сознательности, самостоятельности, свободы выбора и др. Будущие специалисты, обучаясь в учебных заведениях,  должны иметь хорошую возможность воспитать в себе готовность проявлять ответственность за выполняемую работу, способность самостоятельно и эффективно решать поставленные задачи, творчески подходить к любому делу и, самое главное, совершенствоваться профессионально.


Важную роль в подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического мы отводим экономическим играм.


Экономические игры способствуют правильному пониманию происходящих социально-экономических процессов и активному участию обучающихся в деятельности общества. Использование игр в обучении экономики решает множество задач одновременно: игры способствуют становлению творческой личности обучающихся, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, формируют характер.


А.М. Смолкина отмечает, что экономические игры способствуют отрабатыванию навыков принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции)» [18, с. 98]. На наш взгляд такая особенность экономических игр особенно необходима для подготовки конкурентоспособного специалиста.


Формированию и развитию качеств, характеризующих конкурентоспособного специалиста, способствует также проектная деятельность. В этих условиях студенты вовлекаются в целенаправленную деятельность по решению проблемы, становятся востребованными их знания, и возникает необходимость в получении новых знаний. Проектная деятельность студентов позволяет формировать такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за принятое решение, умение анализировать результаты деятельности, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, способность идти на риск, способность к достижению успеха, самостоятельность и другие качества необходимые конкурентоспособному специалисту в условиях соревнования, соперничества, борьбы за достижение лучшего результата.


Проведение уроков «бизнес-клуба» позволяет обучающимся встретиться с учеными, руководителями различных служб и организаций, предпринимателями города; найти образцы для усвоения поведения в сфере экономической деятельности. Подобные занятия поддерживают интерес к экономическому образованию на достаточно высоком уровне, повышают мотивацию учения и позволяют сформировать такие важные качества конкурентоспособного специалиста как способность к самоанализу, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность и др.


Подготовка современного конкурентоспособного специалиста невозможна и без широкомасштабного внедрения в процесс обучения студентов компьютерных и информационных технологий, учебного телевидения, спутниковых систем связи, насыщенности учебного процесса компьютерными программами. Будущие специалисты должны овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий, иметь соответствующую подготовку по их применению в будущей профессиональной деятельности.
На основе выявленных особенностей мы сочли необходимым  сформировать модель подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования.


В философской литературе существует несколько классификаций моделей, что свидетельствует о трудности, а может быть и об отсутствии необходимости создания универсальной классификации. Способы классификации моделей определяются и точкой зрения авторов на предмет идентификации и их личными предпочтениями. Это позволяет и нам уточнять классификацию моделей, согласуя ее с областью их применения.
Таким образом, в соответствии с существующими классификациями, модель подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования является идеальной, вид – представление, подвид – описание и относится к структурно-функциональным моделям.


Описание модели подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования позволяет нам охарактеризовать ее основные блоки, а именно: целевой блок, содержательный блок, организационный блок, результативный блок. Блочный принцип, считает Ю.А. Конаржевский [9], основан на двух свойствах: возможности самостоятельного существования блока и подчиненности его модели, в состав которой он входит. Поэтому блоки – это части модели, объединенные определенными функциональными связями.

Разрабатывая целевой блок, мы использовали принцип декомпозиции целей, который представляет собой построение «дерева целей», когда общая глобальная цель разбивается на ряд локальных целей (задач). Решение каждой задачи вносит вклад в достижение общей цели.


Благодаря целевому блоку осуществляется целевая функция модели, обеспечивающая ориентацию и мотивацию участников данного педагогического процесса. Достижение цели – подготовка конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования – предполагает решение следующих задач: формирование экономических знаний; формирование качеств определяющих конкурентоспособность специалиста.


Содержательный блок выполняет обучающую, организационную функции. Данный блок представлен совокупностью трех компонентов: познавательного, ценностно-мотивационного и деятельностного. Перечисленные компоненты взаимосвязаны и непосредственно влияют друг на друга.


Познавательный компонент включает экономические знания и умения, необходимые обучающимся для проявления качеств конкурентоспособного специалиста.


Ценностно-мотивационный компонент включает экономические ценностные ориентации, которые выступают основой мотивации обучающихся на экономически грамотное поведение. На основании развития ценностных ориентаций происходит формирование стойких мотивов, определяющих характер деятельности и поведения личности.


В составе деятельностного компонента представлена имитация экономической деятельности, в которой формируются такие качества конкурентоспособного специалиста, как предприимчивость и деловитость, самостоятельность, бережливость, рациональность, целеустремленность и уверенность в своих силах,  трудолюбие, правопослушность, способность к риску и защите своих прав и свобод, способность к самоанализу и принятию нестандартных решений и др.


Организационный блок определяет методы, средства и формы подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования.


Результативный блок в модели подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования выполняет аналитическую функцию и включает сформированость экономических знаний у обучающихся и сформированность качеств определяющих конкурентоспособность специалиста, проявляющиеся в поступках, а также три уровня: формально-ответственный, исполнительно-ответственный и инициативно-ответственный.


Таким образом, нами построена модель, которая отражает основные характеристики процесса подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования и включает четыре блока (целевой, содержательный, организационный, результативный.


Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам выдвинуть предположение о том, что для успешной подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования необходимо обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста.


Для подтверждения данного предположения мы провели опытно-поисковую работу на базе  Профессионально-педагогического института ГОУ ВПО «Челябинского государственного педагогического университета». В опытно-поисковой работе были задействованы студенты 4 курса специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление)», что в совокупности составил 25 студента-старшекурсника.


Мы разработали следующую программу организации опытно-поисковой работы:
1. Определение исходного уровня сформированности у студентов качеств конкурентоспособной личности.
2. Реализация разработанной модели через обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста посредством организации проектной деятельности (бизнес планирование).
3. Определение изменений в процессе формирования конкурентоспособности будущего специалиста посредством экономического образования.
4. сОбработка полученных данных путем теоретического анализа.

Мы выделяем следующие этапы:

Первый этап – констатирующий (подготовительный).
На данном этапе мы изучаем особенности процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста посредством экономического образования, прогнозируем результаты своей деятельности.

Второй этап – формирующий.
На данном этапе мы апробируем программу работы по формированию конкурентоспособности специалиста посредством экономического образования.

Перейдем непосредственно к описанию констатирующего (подготовительного) этапа опытно-поисковой работы, который в соответствии с первым пунктом программы направлен на определение исходного уровня сформированности у студентов качеств конкурентоспособной личности.

С целью определения уровня сформированности у студентов качеств конкурентоспособной личности была выбрана методика «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» [19, с. 113-114].

 Данная методика представлена в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности.

Тестовый материал был представлен в табличной форме.

Таблица 1
Тестовый материал

Качества

- 3

-2

-1

0

+1

+2

+3

Качества

Имею размытые цели

 

 

 

 

 

 

 

Имею четкие цели

Недостаточно расчетлив

 

 

 

 

 

 

 

Рационалистичен

Ленивый, малопроизводительный

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбивый, работоспособный

Исполнитель

 

 

 

 

 

 

 

Творческий деятель

Консервативный

 

 

 

 

 

 

 

Люблю рисковать

Внушаемый

 

 

 

 

 

 

 

Независимый

Ведомый

 

 

 

 

 

 

 

Лидер

Несерьезный

 

 

 

 

 

 

 

Ответственный

Не владеющий собой, не стрессоустойчивый

 

 

 

 

 

 

 

Владею собой, стрессоустойчивый

Не стремлюсь к росту компетентности

 

 

 

 

 

 

 

Стремлюсь к росту компетентности

Замкнутый

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникабельный



Количественные значения, независимо от знака, отражают следующую частотность их проявления:
3 – это свойство проявляется всегда;
2 – в большинстве случаев;
1 – проявляется нередко;
0 – в одинаковой степени проявляются оба свойства.

В соответствии с обработкой и интерпретацией результатов теста необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат будет отражать уровень личностной конкурентоспособности.

В данном случае личностная конкурентоспособность понимается как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами [19, с. 113-114].

Об уровне личностной конкурентоспособности (ЛК) можно судить по следующим показателям:
+14…+33балла – высокий уровень ЛК;
-10…+13баллов – средний уровень ЛК;
-33…-11баллов – низкий уровень ЛК.

До проведения теста у испытуемых не обеспечивалась целенаправленная работа по формированию личностной конкурентоспособности – образовательный процесс осуществлялся и контролировался на основе традиционного подхода.

Таким образом, на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проводилась начальная диагностика сформированности у студентов качеств конкурентоспособной личности по заранее выбранной методике.

 Результаты изучения уровня сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы представлены в таблице 2.

Таблица 2
Оценка уровня сформированности личностной конкурентоспособности (ЛК) старшекурсников (начальный срез)

 

Группа

 

Кол-во человек

Уровни сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников

I

(Низкий уровень ЛК)

II

(Средний уровень ЛК)

III

(Высокий уровень ЛК)

кол-во

%

кол-во

%

Кол-во

%

424

25

11

44

8

32

6

24




Почти половина студентов-старшекурсников (44%) по результатам экспресс-диагностики имеют низкий уровень сформированности личностной конкурентоспособности. 32% студентов имеют средний уровень личностной конкурентоспособности и лишь 24% студентов имеют высокий уровень сформированности личностной конкурентоспособности.


Полученные данные свидетельствуют о невысоком уровне сформированности личностной конкурентоспособности у студентов 424 группы, что свидетельствует о том, что в традиционном подходе в обучении формированию конкурентоспособности у будущих специалистов не уделяется должного внимания.


Выявление исходного уровня сформированности у студентов личностной конкурентоспособности позволило нам перейти ко второму этапу опытно-поисковой работы, который направлен на реализацию разработанной модели подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования.
В соответствии с логикой построения модели подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования следует рассмотреть реализацию каждого блока.


Достижение цели – подготовка конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования предполагает решение следующих задач: формирование  у студентов экономических знаний, умений, навыков; формирование качеств определяющих конкурентоспособность будущего специалиста (целеустремленность, рациональность, трудолюбие, работоспособность, способность к риску, независимость, лидерство, ответственность, владение собой, стремление к росту компетентности, коммуникабельность и др.).


Реализация компонентов содержательного блока модели связана с выбором учебной дисциплины в рамках которой будет проходить вовлечение студентов в профессионально ориентированное проектирование в моделируемой конкурентной среде.


В рамках содержательного блока нами был использован познавательный компонент, который в контексте нашего исследования достигается посредством:  критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; экономического анализа общественных явлений и событий; участия в играх, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнения творческих заданий и др.


При реализации ценностно-мотивационный компонент студенты были погружены в моделируемую конкурентную среду, для которой характерны условия соперничества, борьбы при осуществлении деятельности за достижение лучшего результата. Моделирование конкурентной среды опиралось на идеи создания жестких условий конкуренции, которые определяют конечный продукт и результативность деятельности.


Целью проектной деятельности, мотивация которой усиливается контекстом профессионально ориентированных задач в рамках курса «Основы предпринимательской деятельности» и создает ее личностно-значимый смысл, является развитие личностных качеств. В качестве конечного продукта рассматривается результат проектной деятельности – созданный бизнес проект.


Результативность деятельности определяется выбором одного проекта – победителя (это главное условие в конкурентной борьбе) на основе анализа представленных проектов. При этом учитываются различные уровни проявления активности и самостоятельности, способность осознанно управлять собой и своей деятельностью при наличии адекватной самооценки.


В роли конкурирующих предприятий (фирм) в рамках проектной деятельности выступают самостоятельно организованные группы студентов по 4-5 человек.


При реализации деятельностного компонента содержательного блока студентами осуществляется проектная деятельность, которая имеет состязательный характер – как важный признак конкуренции и формирования личностной конкурентоспособности. Перед студентами ставится задача не только разработать проект бизнес плана, но и доказать его конкурентные преимущества.


На данном этапе нами были разработаны основные разделы бизнес плана и полученные результаты сведены в рабочую тетрадь «Бизнес планирование».


Данная рабочая тетрадь включает в себя следующие основные разделы: общая характеристика фирмы (резюме), характеристика товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг), конкуренция на рынках сбыта товаров (услуг), план маркетинга, план производства, организационный план, финансовый план, риски в предпринимательской деятельности.


Для студентов, работающих над проектом по созданию бизнес плана, открывается возможность использования не только экономических знаний, но и знаний совокупности всех изучаемых дисциплин. Работа над проектом требует от студентов адаптации к современным экономическим условиям, возникающим ситуациям, реализации различных видов деятельности: «поработать» в должности финансистов, экономистов, бухгалтеров, организаторов, дизайнеров, т.е. реализовывать различные виды деятельности. Именно такая деятельность позволяет студентам приобрести позитивный опыт участия в реальной конкуренции.


При работе над проектом каждый участник имеет право выдвигать свои идеи, которые принимаются при условии доказательства их целесообразности. Такая ситуация ставит в условия риска любого члена команды: того, кто предложил идею, и тех, кто ее принял (все рискуют, принимая ответственность за принятое решение). На победу в конкуренции влияет способность к разумному риску, что является одним из важных качеств конкурентоспособности личности будущего специалиста.


Разработка проекта в рамках курса «Основы предпринимательской деятельности» усиливает практическую и теоретическую значимость экономических знаний, повышает мотивацию достижения успеха.


При реализации организационного блока модели подготовки конкурентоспособного специалиста нами применялись следующие формы организации образовательного процесса: вводная лекция, мотивационная лекция, самостоятельная работа, консультация.


При реализации результативного блока модели, выполняющего аналитическую функцию, нами проводилась проверка уровня сформированности у студентов качеств конкурентоспособной личности после проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы. Благодаря данной функции обеспечивалась обратная связь результативного блока с целевым, содержательным и организационными блоками модели.


Определение уровня сформированности личностной конкурентоспособности будущего специалиста осуществлялось на основе той же методики, что и на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.


Данные, полученные при итоговом срезе, показывают положительный результат. Необходимо отметить, что по результатам итогового среза позитивные изменения имеют места почти по всем показателям.


  Результаты изучения уровня сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников по результатом формирующего этапа  опытно-поисковой работы представлены в таблице 3.

Таблица 3
Оценка уровня сформированности личностной конкурентоспособности (ЛК) старшекурсников (итоговый срез)

 

Группа

 

Кол-во человек

Уровни сформированности личностной конкурентоспособности старшекурсников

I

(Низкий уровень ЛК)

II

(Средний уровень ЛК)

III

(Высокий уровень ЛК)

кол-во

%

кол-во

%

Кол-во

%

424

25

8

32

9

36

8

32



По результатам итогового среза дынные распределились более равномерно, чем по результатам  начального среза. 32% студентов по результатам экспресс-диагностики имеют низкий уровень сформированности личностной конкурентоспособности. 36% студентов имеют средний уровень личностной конкурентоспособности, 24% студентов имеют высокий уровень сформированности личностной конкурентоспособности.

Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что количество студентов, имеющих низкий уровень личностной конкурентоспособности снизилось на 12%, количество студентов, имеющих средний уровень личностной конкурентоспособности повысилось на 4%, а количество студентов имеющих высокий уровень личностной конкурентоспособности не изменилось.


Таким образом, сравнительный анализ данных начального и итогового срезов позволяет сделать вывод о том, что в результате проведенной опытно-поисковой работы по формированию конкурентоспособности будущего специалиста посредством экономического образования наблюдалась положительная динамика. Таким образом, налицо возможности модели, ориентированной на подготовку конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования. Что подтверждает правильность выбранной тактики организации педагогического процесса и свидетельствует об эффективности реализации модели подготовки конкурентоспособного специалиста посредством экономического образования.

Список используемой литературы

1.    Аменд, А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / А.Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1975. – 229 с.
2.    Аменд, А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся в условиях школы полного (продленного) дня: методические рекомендации / А.Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1987. – 80 с.
3.    Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 608с.
4.    Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю.К. Васильев. – М.: Педагогика, 1983. – 96 с.
5.    Вербицки, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М: Высш. шк., 1991. – 207 с.
6.    Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. – М.: Изд-во МГУ, 1965. – 248 с.
7.    Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А.Б. Горстко. – М.: Знамя, 1991. – 160 с.
8.    Иткин, И.Б. Экономическое воспитание как социальная категория / И.Б. Иткин // Вопросы экономического воспитания. – Челябинск, 1967. – 164с.
9.    Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие / Ю.А. Конаржевский. – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – 133 с.
10.    Косенко, С.С. Генезис проблемы формирования экономической ответственности старшеклассников в аспекте нравственности в педагогической теории и практике: лекция / С.С. Косенко. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – 66 с.
11.    Косенко, С.С. Модель формирования экономической ответственности старшеклассников в аспекте нравственности: лекция / С.С. Косенко. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – 48 с.
12.    Косенко, С.С. Технология формирования экономической ответственности старшеклассников в аспекте нравственности: лекция / С.С. Косенко. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – 33 с.
13.    Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
14.    Преображенская, Е.В. Основы предпринимательства: метод. рек. / Е.В. Преображенская. – Саратов: Лицей, 2002. – 112 с.
15.    Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/д: Феникс, 1998. – 544 с.
16.    Розов, В.К. Методика экономического воспитания школьников / В.К. Розов, Б.П. Шемякин, П.А. Шемякин. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
17.    Сасова, И.А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся / И.А. Сасова // Народное образование. – 2001. – № 10. – С. 165 – 171.
18.    Смолкин, А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
19.    Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.113-114.

Похожие материалы

Раздел "Конкурентология"

 

Все статьи автора

 


Услуги бесплатного рецензирования и оппонирования научных работ