Как развить коммуникативные навыки у студентов?

Евплова Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? [Текст] / Е.В. Евплова. –  Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2014. – № 1. – С.41–45.

Аннотация. В статье представлены описание навыковых тренингов по развитию коммуникабельности – «Спасение человека», «Рисование фигур», «Перефразирование», «Глухой телефон», «Пересказ», «Игра слов» и др. Размещенной в статье информации достаточно, чтобы провести вышеперечисленные тренинги не обращаясь к дополнительной литературе.
Ключевые слова: коммуникабельность, тренинг, навыки, ведение переговоров, игра, командное взаимодействие и др.

Для успеха в жизни умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом.
Джон Леббок

Коммуникабельность – это слово мы слышим все чаще и чаще... Ее  требуют при приеме на работу, о ней говорят с экранов телевизора и много пишут про нее в интернете. По развитию коммуникативной компетентности написано не одно научное исследование. Однако практический аспект настоящей темы зачастую страдает.


Не вдаваясь в теоретические дебри, посвятим данную статью описанию весьма интересных и эффективных навыковых тренингов для развития коммуникабельности.


Тренинг «Донорское сердце»
Данный тренинг способствует диагностике лидерства, отработке командного взаимодействия и навыков ведения переговоров, развитию навыка разрешения конфликтов, развитию способности слышать и слушать собеседника и многому другому.
В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.
После распределения участников по командам, ведущий озвучивает правила тренинга и раздает подготовленный заранее раздаточный материал.


Условия тренинга: представьте себе, что Вы кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У Вас есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Вам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.


Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):
9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно  похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.
10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.
13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
15. 16-летняя беременная девушка, сирота.
16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.


Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т.к. в последствие это будет иметь решающее значение.


После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.


Как правило команды выбирают разные варианты решения.


После этого наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.


Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному. Некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.


Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка потенциальных претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи — беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов, которые претендуют на донорское сердце в порядке очередности.  


Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.

Тренинг "Спасение человека"
Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.
Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.


Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью, однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т.д.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т.к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови. Разработка лекарства пока находится на первоначальном этапе. Лекарство еще не создано и не проведены исследования по его эффективности.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет. Молодой человек участвует в олимпиадах, защищая интересы своей страны. Каждое участие в олимпиаде заканчивает его победой. При этом в настоящее время, в стране нет бегунов, способных показать аналогичные результаты.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота. Девушка вынашивает ребенка в столь раннем возрасте, поскольку участвует в Международном исследовании по выявлению генетических заболеваний у плода.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране. Женат, имеет четырех детей в возрасте 25, 20 и 4 лет.


Тренинг «Рисование фигур»
Данный тренинг способствует сплочению участников группы, развитию способности слышать и слушать собеседника, расширяет словарный запас участников и многому другому.


Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. (рис.1) Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончанию упражнения необходимо сравнить оригинал с копией.  После чего участники могут поменяться ролями.


Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг — солнце без лучей, треугольник — крыша дома и т. д.

Тренинга «Перефразирование»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, нестандартности мышления и т.д.


Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.
Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть, возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком».


По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды, а затем выбор стихотворения «на бис».


Тренинг «Глухой телефон»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, формирует навык слушать и слышать собеседника, объяснять и правильно формулировать свои мысли.
Участники тренинга по цепочке передают на ухо друг другу понятие или определение данного понятия.


Например, первый участник получает какое-либо понятие и передает определение данного понятия другому участнику, второй участник, в свою очередь, прослушав определение, передает третьему участнику игры понятие, которое, как он считает наиболее соответствует данному определению.


После того как каждый участник поучаствует в игровом взаимодействии сравнивается запущенное слово и образовавшиеся благодаря групповому взаимодействию.


Тренинг «Пересказ»
Тренинг формирует навык пересказывать информацию, слушать и слышать собеседника, демонстрирует на практике степень влияния коммуникативных барьеров на эффективность общения и др.


Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста — одна страница формата А4 (1860 символов с пробелами). Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию.


Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность, либо вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному. Второй вариант решения проблемы наиболее целесообразен, т.к. при этом участники будут слышать как пересказывают текст после них и сравнивать данный пересказ со своим.
Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга.


Тренинг «Игра слов»
Тренинг направлен на развитие словарного запаса, а а также навыков вербальной креативности.


Участникам предлагается придумать как можно больше предложений по формуле «НГОК», т.к. каждое слово в предложении начинается на одну из указанных букв. Предложения должны иметь смысловую нагрузку и быть стилистически грамотными. Время на выполнения упражнения — три минуты. По прошествии трех минут руководитель усложняет задание. Теперь необходимо придумать рассказ по формуле «НГОКНГОК…». Время на выполнения упражнения — пять минуты.


Упражнение. Каждый участник по кругу называет предложение, но таким образом, чтобы его предложение было смысловым продолжение предложение предыдущего участника. Таким образом, происходит попытка сочинить общий рассказ. При выполнении данного упражнения сразу можно определить участников с коммуникативными проблемами.

Упражнение. Бросая мяч, участник называет какой-либо предмет, например, барабан, монетка и т.д. и действия с ним (упал, сгорел, пропал и т.д.). Участник, которому попал мяч продолжает фразу по аналогии с шутливой приметой: упал нож – придет мужчина. Участники должны придумать такие приметы, которые можно было-бы объяснить.
Помимо всего прочего данные упражнения направлены на развитие гибкости, оригинальности мышления.


Из собственного опыта проведения вышепредставленных тренингов и упражнений можно отметить, что они всегда проходят активно и интересно, участники получают хорошие коммуникативные навыки и выявляют сильные и слабые стороны своих коммуникаций.
Эффективность тренингов и упражнений будет выше, если после их проведения осуществить рефлексию с высказыванием мнений, обсуждением проблем и т.д.

Похожие материалы

Раздел "Коммуникативная компетентность"

 

Все статьи данного автора

 


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ