Проведение навыковых тренингов в процессе преподавания дисциплины "Теория организации и организационное поведение"

Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., старший преподаватель ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"

Аннотация: в статье представлены различные варианты тренингов, позволяющие сделать процесс преподавания дисциплины «Теория организации и организационное поведение» эффективным и интересным.

Ключевые слова: тренинг, экономическое образование, интерес, студент.

Сакраментальный вопрос образования чему и как учить особенно актуален в современных условиях, если речь идет об экономическом образовании – одном из важнейших условий успеха в современной жизни.

В свою очередь дисциплина «Теория организации и организационное поведение» является обязательной для изучения студентами, обучающимися по экономическим специальностям.

Данная дисциплина состоит из большого количества актуальных тем: групповое взаимодействие, стили управление коллективом, мотивация персонала, корпоративная культура, коммуникации в организации и др.

Для того чтобы освоить требуемый материал, необходимо сформировать у обучающихся интерес к изучаемой дисциплине, т.е., принимая во внимания цели обучения, педагог всегда должен знать как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным.

Именно по этой причине стоит уделять особое внимание методам и приемам обучения, используемым в процессе преподавания.

Как показал практический опыт, в ходе изучения данной дисциплины весьма эффективно использовать тренинговую деятельность – деятельность, направленную на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок.

Проведения тренингов предполагает использование следующих методов: деловые, ролевые игры, кейсы, групповые дискуссии, мозговые штурмы, видеоанализ и др.

Например, изучая тему «Групповое взаимодействие» студентам можно дать задание: разделиться на команды по 5–7 человек и обсудить в течение 10 минут, как они будут выполнять задание по созданию креативной композиции из подручных материалов.

Последующие 10 минут команды выполняет задание без слов.

С помощью подобного тренинга можно обсудить со студентами следующие вопросы данной темы: как в группе появляется лидер, какие этапы проходит группа в процессе развития, в чем преимущества и сложности работы в малых группах и т.д.

В рамках темы «Коммуникации в организации» можно провести тренинг «Рисование фигур».

Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из участников образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. После необходимо сравнить оригинал с копией. Далее участники могут поменяться ролями.

Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг – солнце без лучей, треугольник – крыша дома и т.д. При этом важно правильно передать не только форму фигуры, но я ее размер, месторасположение, цвет и т.д.

Данный тренинг можно проводить и в другой форме: вызвать одного студента и попросить его описать изображение по вышепредставленным правилам. Затем роли меняются, и уже вся группа пытается объяснить одному участнику, что изображено на следующем аналогичном изображении. А участник пытается нарисовать его на доске/листе и т.д.

С помощью данного тренинга можно продемонстрировать студентам, что в процессе коммуникации бывает очень сложно верно донести до собеседника какую-либо информацию. Студенты понимают, что об этом должен помнить любой руководитель, информируя своих подчиненных.  

Обсуждая со студентами коммуникативные барьеры, педагог может провести тренинг «Пересказ». Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста – одна страница формата А4 (около 1860 символов с пробелами).

Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию, иностранные слова и словосочетание, специальные термины и т.д.

Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность.

Для соблюдения данного условия можно вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному.

Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга, а также снижает негативный эффект от разного рода коммуникативных барьеров.

Не задействованная в тренинге часть группы записывает все коммуникативные барьеры, которые они смогли заметить в процессе проведения тренинга.

С помощью подобного тренинга можно на практике показать студентам влияние коммуникативных барьеров на качество передачи информации, обсудить вопрос минимизации воздействия коммуникативных барьеров в процессе коммуникации и т.д.

Изучая тему «Конфликты в организации» можно провести тренинг «Донорское сердце». В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.

Условия тренинга в следующем: студентам необходимо представить, что они кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У них есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Студентам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.

Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):
9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.
10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.
13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
15. 16-летняя беременная девушка, сирота.
16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Ведущему тренинга необходимо следить, чтобы сохранялась нумерация (не с первого пункта), т.к. впоследствии это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило, команды выбирают разные варианты решения.

После чего наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному: некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи – беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов на донорское сердце.

Студенты не обязаны найти истину. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в реальный конфликт.

После проведения тренинга можно обсудить со студентами следующие вопросы: причины появления конфликтов, стратегии поведения в конфликтной ситуации, возможные варианты минимизации воздействия конфликтов и т.д.

Заключительное занятие по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» можно посвятить просмотру и обсуждению фильма «Экзамен» (Великобритания, 2009 г.). Данный фильм наглядно демонстрирует особенности поведения человека в группе.

Краткое содержание фильма: восемь претендентов пытаются получить работу своей мечты. Но вакансия всего одна. Остался последний экзамен. Он проходит в изолированной комнате под присмотром вооруженной охраны. За 80 минут восемь человек должны ответить на один вопрос. Условие: нельзя портить бумагу, на которой он написан. Время пошло! Первый шок: на листках ничего нет. На какой же вопрос надо ответить? Один из кандидатов начинает писать: «Думаю, вы должны нанять меня потому, что…». Первая ошибка! Бумагу портить нельзя. Девушку удаляют из комнаты. Оставшиеся пытаются решить проблему вместе. Впереди испытание водой, огнем и ненавистью.

Студентам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
1.    Какой вид группы по размерам?
2.    Перечислите положительные и отрицательные особенности данного вида группы.
3.    Какова природа образования группы?
4.    Какой вид группы по направленности?
5.    На какой стадии развития находится группа?
6.    Перечислите  причину/ы возникновения конфликта в группе.
7.    Перечислите стратегии поведения в конфликтной ситуации, которые используют герои.
8.    Какие методы профессионального отбора были использованы?
9.    Выскажите свою точку зрения об эффективности методов отбора сотрудников.
10.    Опишите роль каждого участника группы.
11.    Опишите основные черты корпоративной культуры организации, которая нанимает сотрудников.
12.    Предположите, какой стиль управления использует руководитель организации.
12. Какой вид коммуникации между участниками группы?
13.    Перечислите основные коммуникативные барьеры между участниками.
14.    Дайте совет по наиболее эффективному взаимодействию героев фильма.

Таким образом, освоение дисциплины «Теория организации и организационное поведение» происходит постепенно, большую роль в этом играет тренинговая деятельность, что подтвердило свою эффективность на практике.

Похожие материалы

Белые апельсины - навыковый тренинг по развитию коммуникабельности

Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным?

Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины "Прикладная экономика")

Экономическое образование: чему и как учить?

Применение блиц-игр в процессе экономического образования