ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение

Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 3. – С. 62–64

Аннотация. В статье обоснована актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Перечислены основные характеристики Cтандарта нового поколения. Сделана попытка проанализировать недостатки традиционного образования и преимущества Стандарта второго поколения, а также описаны проблемы внедрения данного стандарта в основную школу и предложены возможные варианты их решения. Проблемы и пути их решения выявлены с помощью метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Информация для настоящей статьи собрана в процессе взаимодействия с образовательными организациями города, другими образовательными и научными учреждениями, на конференциях по данной тематике, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и руководителей образовательных организаций, в ходе встреч городских профессиональных объединений педагогов и специалистов и др.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, основная школа, школьник, учитель и др.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 г. начата разработка стандарта общего образования второго поколения, который в последствие получил название «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования».

Как утверждают авторы стандарта, он является одним из ключевых элементов модернизации российской школы. Однако в процессе введения и реализации ФГОС основного общего образования у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.

В данной статье представлена попытка ответить на часто задаваемые вопросы работников системы образования, описать возникшие проблемы по введению ФГОС в практику основной школы и пути решения данных проблем.

Прежде чем перейти к описанию проблем введения ФГОС, необходимо кратко представить основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Идея, положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда» [2].

Мысль, представленная в Стандарте весьма актуальна. Традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Горькая правда заключается еще и в том, что 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, не применим в жизни. В связи с этим многие знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. Ситуация отягчается еще и тем, что важные знания, умения, навыки для жизни ребенок получает не в процессе обучения, которому посвящает более 60 % своего времени, а на переменах, на улице, в семье и т.д. Однако это не всегда положительный опыт.

Актуальность введения стандартов нового поколения кроется еще и в так называемом парадоксе отличника. Практика показывает, что нынешний отличник не способен адаптироваться к реальному миру. Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. Тогда как неуспевающие ученики, напротив, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.

Можно сделать вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей образования и путях их реализации. Нужно понимать, что Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, однако акцент передвигается с развития предметных результатов образования на личностные и метапредметные.

Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе [1].

К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
•    самоопределение;
•    мотивацию к учебной деятельности;
•    любовь к семье;
•    нравственно-эстетическое оценивание;
•    патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».

К видам УУД принято относить:
•    познавательные - умение добывать, преобразовывать и представлять информацию и др.;
•    регулятивные - умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат и др.;
•    коммуникативные - умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща и др.

Попытаемся перечислить проблемы, которые сопровождают введение ФГОС в основной школе и возможные пути их решения.

Информация для настоящей статьи собрана в процессе взаимодействия с образовательными организациями, в ходе встреч с практикующими учителями, администрацией образовательных организаций, получена от участников научного педагогического сообщества и др.

Всем вышепредставленным группам была предложена работа по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на тему «Введение ФГОС в основную школу». Участникам групп необходимо было, в анкетной форме, высказать свое мнение о введении ФГОС в основную школу под разным углом зрения:
1)    чувства, которые вызывает у них обсуждаемая проблема;
2)    информация, которой владеют группы по проблеме;
3)    оценка эффективности реализации ФГОС в основную школу;
4)    достижения и планируемая работа по эффективному введению ФГОС в основную школу;
5)    идеи по решению проблемы;
6)    преимущества введения ФГОС в основную школу.

Кратко расшифруем значение каждой «шляпы мышления» и представим мнение педагогов относительно поднятого вопроса.

Красная шляпа «Эмоции»: интуиция, чувства и предчувствия, которые возникают у учителей при мысли о введении ФГОС в основную школу.

Мнения педагогической общественности весьма похожи. Учителя испытывают чувства опасения, недоверия, тревоги, непонимания и др. И это вполне объяснимо.

Так, по мере разработки стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появилось немало новых терминов и понятий – «основная образовательная программа», «планируемые результаты», «универсальные учебные действия», «проектная деятельность», «портфолио», «технологическая карта» и др.
Обилие неизвестных терминов пугает учителей и вызывает чувство недоверия и тревоги.

Белая шляпа «Информация»: какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Основная масса педагогической общественности ознакомилась с текстом Стандарта, посетила курсы повышения квалификации по данной тематике.

На сегодняшний день педагоги обладают большим объемом теоретических знаний, однако не всегда знают, как ее применить на практике.  

Черная шляпа «Осторожность»: суждение, оценка. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Учителя с опаской смотрят на новый Стандарт. В качестве недостатков выделяют следующие моменты: Стандарт внедряется не поэтапно, это подтверждается тем, что вначале разрабатывается и вводится Стандарт начального образования, затем – среднего и только потом приступают к разработке Стандарта дошкольного образования. Данный факт, по мнению педагогов, может негативно сказаться на эффективности работы стандартов. Также учителя считают, что новый Стандарт копирует систему образования западных стран. Однако, не адаптируя его к российской действительности, очень сложно получить положительный результат.

Синяя шляпа «Организация мышления»: чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Какая работа нам предстоит?

Работники системы образования считаю, что уже сделан большой шаг по внедрению стандартов нового поколения. Данные стандарты показали свою эффективность в системе начального образования. По мнению учителей, не стоит торопиться с введением ФГОС в основную школу, т.к. все то, что успешно работало в начальной школе, может не прижиться в старшем звене. В связи с этим, по мнению педагогов, предстоит работа по адаптации Стандарта к основной школе.

Зеленая шляпа «Творчество»: различные идеи, предложения. Каковы возможные решения проблемы? Каковы альтернативы? Что может быть предложено для увеличения эффективности?

Решение вышепредставленных проблем учителя видят в реализации следующих идей:
•    разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
•    разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
•    сокращении количества учеников в классе;
•    сокращении учебной нагрузки учителей;
•    введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
•    усовершенствовании образовательной среды.

Желтая шляпа «Преимущества»: почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это сработает? Зачем это нужно?

Педагогическая общественность считает, что данный Стандарт может эффективно работать, если устранить недостатки и недоработки, описанные выше. Переход на ФГОС ООО позволит воспитать новое поколение, способное самостоятельно ставить и достигать цели, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию деятельности, работать с большим объемом информации, взаимодействовать в группе и решать возможные конфликты, что приведет к успешной социализации в обществе.

В заключении хотелось бы отметить, что высказанные в статье мысли – это всего лишь предположения учителей. Общество никогда не сможет наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу.

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.

Похожие материалы:

ФГОС основного общего образования

 


Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ